Вы используете устаревший браузер, который не поддерживает такие современные технологии как HTML5 и CSS3, используемые на этом сайте.
Просьба воспользоваться современным браузером Chrome, Opera, Firefox

Основной вектор исследований в области ГМТ направлен на разработку технологически сложных судов и объектов морской техники, преимущественно арктического использования.

Исследования морских транспортных систем (МТС)

Разработан универсальный программный комплекс, предназначенный для проектирования и анализа работы морских транспортных систем (МТС), работающих в ледовых условиях, в том числе на трассах Северного морского пути.

В рамках единого программного обеспечения интегрированы следующие информационные технологии: динамическое агентное имитационное моделирование, геоинформационные системы, объектно-ориентрованный программный подход, широкий спектр методов судостроительных дисциплин. В процессе разработки были созданы новые расчетные методики, среди которых механизм маршрутизации (роутинга) судов во льдах, вероятностный генератор погоды, универсальная модель определения скоростей хода и расходов топлива судов в природных условиях всех типов. С помощью программного комплекса можно выполнять широкий диапазон исследований МТС, в том числе:

  • проектирование и анализ технико-эксплуатационных параметров работы сложных транспортно-технологических систем буровых установок и платформ на континентальном шельфе;

  • определение числа и предпочтительных характеристик транспортных судов, ледоколов и судов снабжения на основе технико-экономического сопоставления различных вариантов формирования МТС;

  • определение потребных объемов и площадей береговых хранилищ на основе динамической модели;

  • определение динамики ввода-вывода судов из эксплуатации;

  • определение необходимости и объемов ледокольной поддержки транспортных судов;

  • анализ чувствительности транспортной системы к воздействию различных факторов (экономические факторы, природные условия, аварийные сценарии).

Достоинством созданного комплекса имитационного моделирования МТС является возможность получить адекватную и непротиворечивую эксплуатационную модель морских транспортно-технологических систем, действующих по нелинейным эксплуатационным схемам, выполняющих несколько функций или имеющих сложные логические связи между элементами (суда ледового плавания и ледоколы, суда обеспечения нефтегазодобывающей отрасли, суда технического флота и др.). Такая модель обладает широкими возможностями настройки и значительным инструментарием для анализа, что позволяет решать нетипичные задачи с учетом факторов, наиболее интересующих Заказчика.

На основании разработанного программного комплекса в период 2014 – 2016 годов были выполнены следующие работы:

  • Моделирование работы мелкосидящего ледокола в Азовском и Каспийском морях: определение числа проводимых караванов и расходов топлива за навигацию (Заказчик: Федеральное агентство морского и речного транспорта);

  • Технико-экономический анализ вариантов транспортного флота для вывоза углеводородов Ванкорского региона в европейском направлении и по трассам Северного морского пути: анализ судов различного ледового класса и разной вместимости (Заказчик:ООО «РН-КрасноярскНИПИнефть»);

  • Моделирование транспортно-технологической системы круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения: движение судов по смерзающемуся ледовому каналу, поиск путей минимизации объема берегового хранилища (Заказчик: ООО «Газпром нефть Новый Порт») ссылка;

  • Оценка эксплуатационных показателей работы атомного ледокола-лидера при проводке судов в восточном и западном секторах Арктики. (Заказчик: Министерство промышленности и торговли России);

  • Разработка концепции транспортной системы для арктического плавучего завода СПГ: определение состава и характеристик флота судов-газовозов, разработка модели грузовых операций (Заказчик: Министерство промышленности и торговли России);

  • Моделирование работы транспортно-технологической системы, совмещающей в себе функции вывоза мусора с прибрежных территорий арктических морей и выполнения Северного завоза. (Заказчик: Министерство промышленности и торговли России);

  • Комплексный анализ работы морской транспортно-технологической системы платформы «Приразломная» на весь период эксплуатации: разработан комплекс улучшений технической и организационной составляющих процессов взаимодействия судов с платформой. (Заказчик: ООО «Газпром нефть шельф») ссылка.




Морское многофункциональное научно-исследовательское судно (МФНИС) проекта 23390

Многофункциональное научно-исследовательское судно (МФНИС)

Разработан технический проект 23390 морского многофункционального научно-исследовательского судна (МФНИС). Судно предназначено для проведения в Мировом океане различного вида научно-исследовательских работ фундаментального и прикладного значения, в том числе гидрофизических, гидрохимических, биологических, метеорологических, геофизических, геологических и других видов исследований.

Район плавания — неограниченный, включая арктические моря, а также другие районы Мирового океана, вплоть до тропических. Судно имеет возможность самостоятельного плавания в летне-осеннюю навигацию в Арктических морях и совершать переходы под проводкой ледокола зимой в особо сложных ледовых условиях.

Архитектурно-конструктивный тип: однопалубное судно с длинным баком, с развитой в нос средней надстройкой, с судовыми и мобильными научно-исследовательскими лабораториями в кормовой части судна и в надстройке, со средним расположением машинных отделений, двухвинтовое с движительно-рулевыми колонками, снабженными встроенными электроприводами, с единой дизель-электрической энергетической установкой, с носовыми подруливающими устройствами.

Класс

КМ⍟Arc6 [1] AUT1 DYNPOS-2 Special purpose Ship

Длина наибольшая, м

109,0

Ширина наибольшая, м

20,2

Высота борта на миделе, м

10,6

Осадка с полными запасами, м

6,18

Водоизмещение, т

7662

Тип и мощность ГЭУ

дизель-электрическая, 4 × 2610 кВт

Движители

2 азимутальные ДРК со встроенными электродвигателями мощностью по 3,2 МВт

Средства активного управления

2 носовых подруливающих устройства по 1,2 МВт

Скорость, уз

15

Дальность плавания, миль

14000

Автономность, сут.

60

Количество спальных мест для экипажа и научного персонала

79, предусмотрено 10 запасных мест

Количество / площадь лабораторных помещений, ед. / м2

12 / 430 + 4 контейнерные лаборатории

Площадь кормовой рабочей палубы, м2

500

Комплекс для беспилотных вертолетов

ВПП на палубе рубки 2 яруса, ангар

Водолазный комплекс

мобильный, состоящий из двух 20-футовых контейнеров

Отработка технологии УЛО около судна типа FPSO Отработка операции подхода челночного танкера к МЛСП «Приразломная» Работа экипажа при отработке операций УЛО при прямой отгрузке нефти с МЛСП «Приразломная» на танкер «Михаил Ульянов»

Разработка технологий снижения ледовой нагрузки на морские сооружения

В результате опытно-конструкторской работы «Разработка технологий снижения ледовой нагрузки на морские сооружения путем оптимизации их формы, использования конструктивной защиты и управления ледовой обстановкой и создание комплекса компьютерного моделирования ледового менеджмента», шифр «Лед-Защита-Управление» созданы:

1. «Альбом с конструктивными параметрами эксплуатируемых инженерных и технических сооружений, элементами их конструктивной защиты от ледовых нагрузок и технологиями возведения» с обобщением и практическими рекомендациями проектантам по снижению ледовых нагрузок путем оптимизации формы ледостойкого основания платформ.
2. Комплект документации технических проектов по конструктивной защите от ледовых нагрузок морских инженерных сооружений на предельном мелководье.
3. Научно-исследовательский комплекс компьютерного моделирования операций управления ледовой обстановкой (УЛО), предназначенный для любых операций, проводимых в ледовых условиях, как отдельными судами, так и группами из нескольких судов. В настоящее время созданному комплексу аналогов не существует.

Комплекс позволяет в реальном времени отработать действия в возникающих аварийных ситуациях в ледовых условиях, свести к минимуму риски возникновения таких ситуаций при грузовых операциях и операциях УЛО.

Для верификации характеристик математических моделей тренажерного комплекса все операции могут быть смоделированы в ледовом бассейне с помощью комплекса физического моделирования, включающего беспроводную дистанционно-управляемую модель.

Полномасштабные мостики тренажерного комплекса позволяют отработать совместные действия экипажа судна в любых ситуациях.

Стратегическим направлением работы комплекса является отработка операций УЛО у морских добывающих платформ на арктическом шельфе и в других замерзающих морях.

«Альбом с конструктивными параметрами эксплуатируемых инженерных и технических сооружений, элементами их конструктивной защиты от ледовых нагрузок и технологиями возведения» и комплект документации технических проектов по конструктивной защите от ледовых нагрузок морских инженерных сооружений на предельном мелководье будут полезны при проектировании морских инженерных сооружений для работы в ледовых условиях, а также при выборе средств их защиты ото льда.

При разработке и создании тренажерного комплекса максимально использовались компоненты Российского производства.

В настоящее время к тренажерному комплексу проявляют активный интерес такие крупные компании нефтедобывающей отрасли РФ, как Газпромнефть, Роснефть, а также зарубежные компании.

Лидарный комплекс дистанционного контроля выбросов загрязняющих веществ NOx, SOx, CO2 с судов

Разработка комплексной системы дистанционного контроля выбросов загрязняющих веществ NOx, SOx, CO2 с судов

В связи с ужесточением международных экологических норм по выбросам газов с судов и созданием зоны особого контроля выбросов в Балтийском море, делается актуальным не только нахождение путей снижения выбросов NOx, SOx, CO2 с судов, но и создание единой для России и эффективной системы контроля выбросов газов с судов. Это позволит проводить независимый мониторинг состояния международно контролируемых выбросов в атмосферу, а также будет способствовать отстаиванию интересов российского флота на мировом рынке.

Разработанная комплексная система предусматривает: выделение объекта наблюдения, обследование выделенного объекта, составление для объекта наблюдения информационной модели, измерения, оценку состояния объекта по имеющимся шкалам, внесение данных в базу, картирование, графическое моделирование, приведение информации с разных элементов системы контроля в сопоставимый вид, анализ, визуализация и прогнозирование в региональном масштабе.

Перспективный проект газовоза

Разработка технологии проектирования комплекса технических средств, обеспечивающих вывоз СПГ из района п-ва Ямал по трассам Северного Морского пути

В рамках работы:

  • выбраны наиболее перспективные районы эксплуатации газовозов СПГ;
  • определен состав рассматриваемых вариантов судов-газовозов СПГ, имеющих различную грузовместимость, ледовую категорию, форму корпуса и тип движительного комплекса;
  • определены параметры корпусов при движении на чистой воде и в ледовых условиях на основании результатов экспериментальных исследований;
  • разработаны концептуальные проекты арктических газовозов для перевозки СПГ вместимостью ок 90 и 170 тыс. м³;
  • выполнено технико-экономическое обоснование выбранных схем вывоза СПГ;
  • разработаны рекомендации по применению эффективных приемов плавания во льдах арктических газовозов.

Суда предназначены для круглогодичной (с учетом ограничений по ледопроходимости и мореходности судна) перевозки СПГ плотностью около 0,47 т/м³ от терминала в районе Обской губы до перегрузочных и регазификационных терминалов Бельгии, Нидерландов и Японии.

Температурный режим и условия эксплуатации:

  • температура воды от минус 2°С до плюс 32°С;
  • температура воздуха от минус 40°С до плюс 35°С.

Суда спроектированы в соответствии с требованиями Российского морского регистра судоходства и всеми действующими международными конвенциями, национальными и региональными правилами и нормами с учетом действующих изменений, дополнений и резолюций на момент разработки проекта.

Суда имеют следующие основные характеристики:

Параметры

ALNG 90

ALNG 170

Длина наибольшая, м

259,0

301,3

Ширина, м

35,0

50,0

Осадка, м

10,9

11,8

Дедвейт (при осадке 10,9 м), т

ок. 46 800,0

ок. 89 300,0

Экономическая скорость на чистой воде, уз

17,0

17,0

Суммарная вместимость

(при 100 % заполнении составляет, м3

ок. 95 000,0

ок. 182 500,0

Сравнение основных технических характеристик разработанных проектов судов-газовозов СПГ с данными по существующим и проектируемым в настоящее время судам показало, что разработанные проекты не уступает судам-аналогам.

Отличительными особенностями спроектированных судов являются: возможность эксплуатации в суровых ледовых условиях за счет придания судам категории Arc 7 в символе класса. Кроме того, на судне вместимостью 170 тыс. куб. м применен оригинальный пропульсивный комплекс, включающий в себя одну ВРК и две валолинии.

Кроме того, результаты проведенных исследований могут быть использованы в принятии организационных решений по вывозу добытой продукции при промышленном освоении месторождений углеводородов полуострова Ямал.

Работа выполнена по заказу Минпромторга России в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009—2016 гг.

По технологическому направлению «Новый облик» ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы» разработаны:


Буровое судно
  • буровое судно для разведочного бурения в Арктике;
 

 

  • морская ледостойкая технологическая платформа судового типа с турельной системой удержания для глубоководных месторождений российского шельфа;
 
Модель морского трубоукладочного судна
  • трубоукладочные суда для эксплуатации на глубокой воде и мелководье;
 
Плавучий кран
  • морской плавучий кран большой грузоподъемности;
 
СПБУ для бурения поисково-разведочных скважин на мелководном шельфе
  • самоподъемная плавучая буровая установка для бурения поисково-разведочных скважин на мелководном шельфе;
 
Судно-газовоз для транспортировки сжатого газа
  • судно-газовоз для транспортировки природного газа в компремированном состоянии;
 
Судно для перевозки сжиженного нефтяного газа в Артике
  • суда для перевозки сжиженного нефтяного газа;
 
НИС на воздушной подушке для исследований в переходной зоне «суша–море»
  • малые и специализированные научно-исследовательские суда для проведения геофизических исследований на мелководье;

Скачать рекламную листовку
 
Кабельное судно
  • кабельное судно с современной интегрированной системой управления.

Разработки по другим технологическим направлениям:

 
Ледовые испытания модели многокорпусного ледокола
  • методики проектирования корпуса перспективных ледоколов, обеспечивающих прокладку широкого ледяного канала для беспрепятственного прохода крупнотоннажных судов;
 
Взаимодействие опорного основания ЛСП для Сарматского месторождения с грядой торосов
  • определение величин глобальных нагрузок от воздействия льда, волнения и течения на опорные части ледостойкой стационарной платформы и платформы жилого модуля для Сарматского месторождения (заказчик – ООО «ВолгоградНИПИморнефть»);
 
Взаимодействие причального сооружения с торосом
  • определение ледовой нагрузки на причальное сооружение «Морской отгрузочный причал» в порту Де-Кастри (заказчик – ЗАО «СМС Инжиниринг»);
 
Буксировка МЛСП «Приразломная»
  • проекты морских операций с МЛСП «Приразломная» (заказчик – ОАО «ПО «Севмаш»).
 

 

  • исследование ледовых и мореходных качеств судна с аутригером (заказчик – ОАО «Зеленодольское ПКБ»);
  • предварительная оценка ходкости, мореходности и управляемости перспективных рыбопромысловых судов (заказчик – КБ «Восток» ОАО «ЦТСС»);
  • принципиальные технические решения по использованию современных конструкционных материалов применительно к созданию грузовых емкостей для перевозки сжиженного природного газа судами-газовозами;
  • технология определения (на основе экспериментальных исследований и математического моделирования) ледовых нагрузок на основные типы ледостойких платформ для условий глубокой воды и мелководья;
  • комплексные исследования рынка ГМТ, анализ состояния и потенциальных ниш российского судостроения;
  • исследование ледового сопротивления атомного ледокола проекта 22220 на заднем ходу и разработка рекомендаций по изменению кормовой оконечности (заказчик – ЗАО «ЦКБ “ОСК-Айсберг”»);
  • расчетные исследования, модельные и натурные испытания ледокольного эвакуационно-спасательного судна (заказчик – Navalprogetti S.R.L., Италия);

Далее: Экспериментальная база