Вы используете устаревший браузер, который не поддерживает такие современные технологии как
HTML5 и CSS3, используемые на этом сайте. Просьба воспользоваться современным браузером Chrome, Opera, Firefox
Первый в мире Опытовый бассейн, построенный в Англии по предложению Уильяма Фруда в 1872 году, быстро убедил судостроителей мира в целесообразности проведения модельных испытаний.
Адмирал А.А. Попов
— выдающийся отечественный кораблестроитель, автор проектов круглых судов — броненосных батарей («поповок»), яхты «Ливадия», первого отечественного эскадренного броненосца «Петр Великий», первого в мире броненосного океанского крейсера «Генерал-Адмирал»
одним из первых высказал мысль о необходимости создания отечественного опытового бассейна.
Морской технический комитет Морского ведомства, ведавший всеми вопросами кораблестроения, впервые рассмотрел вопрос о создании в России опытового бассейна, инициатива создания которого принадлежала великому русскому ученому Д.И. Менделееву
.
Идея была активно поддержана главой Морского ведомства Генерал-Адмиралом
Великим Князем Алексеем Александровичем.
Андрей Александрович Попов
Дмитрий Иванович Менделеев
Генерал-Адмирал Великий Князь Алексей Александрович
1890
Морской технический комитет одобрил эскизный проект Опытового бассейна. Основное оборудование и приборы для него были заказаны тем же фирмам, которые изготовили их для английских бассейнов.
Фрагмент чертежа здания бассейна (синька)
Обложка Дела Морского министерства об устройстве бассейна
1892
На острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге
сооружена и забетонирована чаша канала, построены здание бассейна и двухэтажное здание со служебными и подсобными помещениями. Возглавил новое учреждение преподаватель, позднее ставший профессором Морской академии, капитан А.А. Грехнев
.
Алексей Андреевич Грехнев
Здание Опытового бассейна в Новой Голландии (Санкт-Петербург) (справа и в центре)
1893
Завершен монтаж буксировочной тележки и оборудования. В июне отлита первая парафиновая модель броненосного крейсера «Герцог Эдинбургский». Начаты проверочные испытания моделей броненосца типа «Полтава» и крейсера типа «Россия».
Эскадренный броненосец «Петропавловск» типа «Полтава»
Первая буксировочная тележка
Броненосный крейсер «Герцог Эдинбургский»
Отливка модели крейсера (на фото справа) перед обстрожкой на станке
1894
Официальное начало работы Опытового бассейна Морского ведомства — первого в России и шестого в мире исследовательского учреждения, призванного определять посредством испытаний моделей кораблей мощность двигателей, потребную для достижения ими заданной скорости, и выявлять такую форму их корпусов, при которой эта мощность окажется наименьшей. 8 марта Опытовый бассейн посетили и ознакомились с его работой император Александр III, члены императорской фамилии и высшие чины Морского ведомства. Эту дату принято считать днем основания Крыловского центра.
Император Александр III
Фрагмент из Санкт-Петербургской газеты «Новое время» с сообщением об открытии бассейна
1897
Завершены испытания моделей эскадренного броненосца «Ослябя» — первого корабля, чертеж которого разработан на базе испытаний в бассейне в соответствии с его рекомендациями. До этого испытания моделей носили проверочный характер и практические результаты не использовались.
Броненосцы типа «Ослябя» («Пересвет») обладали хорошей мореходностью и отличными ходовыми качествами.
Эскадренный броненосец «Ослябя»
1900
3 января приказом по Морскому ведомству N 276 «исполняющим должность заведующего бассейном» был назначен капитан по Адмиралтейству А.Н. Крылов
. А.Н. Крылов
выдвинул идею создания научно-исследовательского
учреждения, в состав которого должны входить: Опытовый бассейн, испытательная и физико-химическая
лаборатории для исследования судостроительных материалов, механическая и электротехническая лаборатории.
Непосредственно в помещениях бассейна начались проектирование и испытания модели первой отечественной подводной лодки «Дельфин». Общее руководство этими работами осуществлял старший помощник заведующего Опытовым бассейном И.Г. Бубнов
.
Таким образом, Опытовый бассейн стал колыбелью отечественного профессионального проектирования подводных лодок.
Представление ПЛ «Дельфин» императору Николаю II
Алексей Николаевич Крылов
ПЛ «Дельфин» у стенки Балтийского завода
Эскиз И.Г. Бубнова, схематически поясняющий идею специального устройства для испытаний моделей подводных лодок
В этом же году по заказу адмирала С.О. Макарова
в бассейне проводятся испытания моделей первого в мире линейного ледокола «Ермак» с целью оптимизации носовых образований корпуса. Он же проводит серию модельных испытаний эскадренного броненосца «Петропавловск» с целью изучения проблем, связанных с непотопляемостью и живучестью.
Контр-адмирал Степан Осипович Макаров
Ледокол «Ермак»
В 1899—1900 гг.
проводится беспрецедентная операция по спасению севшего на камни острова Гогланд броненосца береговой обороны « Генерал-адмирал
Апраксин». Руководитель операции контр-адмиралЗ.П. Рожественский
привлекает Опытовый бассейн к работам по спасению корабля. В бассейне изготавливается и испытывается модель броненосца, которая затем используется при практических расчетах и опытах непосредственно на месте аварии. Это сыграло существенную роль в успешном завершении операции, представлявшейся многим специалистам безнадежной.
Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин»
Водолазные работы по обследованию аварийного броненосца
1902
3 апреля бассейн посетил император Николай II. Он «… изволил остаться совершенно доволен, как произведенными опытами, так и найденным порядком, объявил Высочайшую благодарность И.Д., заведующего бассейном» (из полного послужного списка А.Н. Крылова
).
Император Николай II на борту крейсера «Аскольд»
Первая страница «Послужного списка» А.Н. Крылова
В этом же году А.Н. Крылов
совершает поход на крейсере I ранга «Аскольд», во время которого проводит исследования по изучению вибрации и деформации корпуса конструкций корабля.
Крейсер «Аскольд»
А.Н. Крылов (вверху слева) среди офицеров крейсера I ранга «Аскольд»