Первый в мире Опытовый бассейн, построенный в Англии по предложению Уильяма Фруда в 1872 году, быстро убедил судостроителей мира в целесообразности проведения модельных испытаний.
Адмирал
Морской технический комитет Морского ведомства, ведавший всеми вопросами кораблестроения, впервые рассмотрел вопрос о создании в России опытового бассейна, инициатива создания которого принадлежала великому русскому ученому
Идея была активно поддержана главой Морского ведомства
Андрей Александрович Попов
Дмитрий Иванович Менделеев
Генерал-Адмирал Великий Князь Алексей Александрович
Морской технический комитет одобрил эскизный проект Опытового бассейна. Основное оборудование и приборы для него были заказаны тем же фирмам, которые изготовили их для английских бассейнов.
Фрагмент чертежа здания бассейна (синька)
Обложка Дела Морского министерства об устройстве бассейна
На острове Новая Голландия в
Алексей Андреевич Грехнев
Здание Опытового бассейна в Новой Голландии (Завершен монтаж буксировочной тележки и оборудования. В июне отлита первая парафиновая модель броненосного крейсера «Герцог Эдинбургский». Начаты проверочные испытания моделей броненосца типа «Полтава» и крейсера типа «Россия».
Эскадренный броненосец «Петропавловск» типа «Полтава»
Первая буксировочная тележка
Броненосный крейсер «Герцог Эдинбургский»
Отливка модели крейсера (на фото справа) перед обстрожкой на станке
Официальное начало работы Опытового бассейна Морского ведомства — первого в России и шестого в мире исследовательского учреждения, призванного определять посредством испытаний моделей кораблей мощность двигателей, потребную для достижения ими заданной скорости, и выявлять такую форму их корпусов, при которой эта мощность окажется наименьшей. 8 марта Опытовый бассейн посетили и ознакомились с его работой император Александр III, члены императорской фамилии и высшие чины Морского ведомства. Эту дату принято считать днем основания Крыловского центра.
Император Александр III
Фрагмент из Завершены испытания моделей эскадренного броненосца «Ослябя» — первого корабля, чертеж которого разработан на базе испытаний в бассейне в соответствии с его рекомендациями. До этого испытания моделей носили проверочный характер и практические результаты не использовались.
Броненосцы типа «Ослябя» («Пересвет») обладали хорошей мореходностью и отличными ходовыми качествами.
Эскадренный броненосец «Ослябя»
3 января приказом по Морскому ведомству N 276 «исполняющим должность заведующего бассейном» был назначен капитан по Адмиралтейству
Непосредственно в помещениях бассейна начались проектирование и испытания модели первой отечественной подводной лодки «Дельфин». Общее руководство этими работами осуществлял старший помощник заведующего Опытовым бассейном
Таким образом, Опытовый бассейн стал колыбелью отечественного профессионального проектирования подводных лодок.
Представление ПЛ «Дельфин» императору Николаю II
Алексей Николаевич Крылов
ПЛ «Дельфин» у стенки Балтийского завода
Эскиз
В этом же году по заказу адмирала
Ледокол «Ермак»
В
Броненосец береговой обороны «
Водолазные работы по обследованию аварийного броненосца
3 апреля бассейн посетил император Николай II. Он «… изволил остаться совершенно доволен, как произведенными опытами, так и найденным порядком, объявил Высочайшую благодарность И.Д., заведующего бассейном» (из полного послужного списка
Император Николай II на борту крейсера «Аскольд»
Первая страница «Послужного списка»
В этом же году
Крейсер «Аскольд»