Вы используете устаревший браузер, который не поддерживает такие современные технологии как HTML5 и CSS3, используемые на этом сайте.
Просьба воспользоваться современным браузером Chrome, Opera, Firefox

Проектные проработки перспективных боевых кораблей

01_1_1.jpg 01_1_2.jpg

В настоящее время отделение в инициативном порядке ведет исследования и проектные проработки по техническому облику боевых надводных кораблей подклассов корвет охраны водного района и эскадренный миноносец.

Разработанная в инициативном порядке новая архитектурная форма корпуса позволяет развернуть ряд проектных исследований по определению целесообразности её применения для конкретных кораблей и судов.

Подана заявка на изобретение «Корпус водоизмещающего судна-полукатамарана», регистр. № 2012122347 от 31.05.2012 г.


Экспертиза проектов кораблей, судов и образцов морской техники

  • технико-экономический анализ вариантов создания глубоководного водолазного комплекса для спасательного судна (2013 г.);
  • участие в работе экспертной комиссии по оценке живучести (в части непотопляемости) ремонтного докового комплекса (2012 г.);
  • заключение на корректированный технический проект сторожевого корабля (2012 г.);
  • участие в работе экспертной комиссии по оценке живучести (в части непотопляемости) технического проекта боевого корабля (2012 г.);
  • участие в работе экспертной комиссии по оценке живучести (в части непотопляемости) плавучего дока (2012 г.);
  • экспертиза эскизного проекта пограничного сторожевого корабля (2010 г.);
  • научно-техническое сопровождение разработки (корректировки) документации и экспертиза технического проекта фрегата для инозаказчика (2007 г.);
  • разработка стандарта предприятия СТП ИМЯН–027–2013 «Экспертиза проектов кораблей и судов» (2013 г.).

Разработка документов для формирования Государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения» (2012 г.)

При разработке документов по формированию Государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения» отделение является разработчиком и ответственным исполнителем форсайта военного кораблестроения.

Выполнен анализ современного состояния отрасли промышленности, обеспечивающей кораблестроение, анализ внешних и внутренних факторов, определяющих развитие кораблестроения в России, выявлены основные проблемы развития кораблестроения и предложены пути их преодоления.

В обеспечение разработки этой программы разработана методология обоснования программ создания опережающего научно-технического задела в судостроении, методологический подход к комплексному анализу и оценке актуальности перспективных направлений совершенствования кораблей ВМФ, на основе форсайта военного кораблестроения сформулированы цели, ключевые направления и предложения по подпрограмме НИОКР в обеспечение создания опережающего научно-технического задела в области военного кораблестроения до 2040 г., сформирован соответствующий индикативный аппарат оценки результатов реализации подпрограммы.


Основные направления развития боевых надводных кораблей ВМС зарубежных стран
до 2020 года (2008 г.)

По заказу Министерства обороны Российской Федерации выполнен анализ современного состояния и тенденций развития боевых надводных кораблей и катеров иностранных флотов и на его основе составлен прогноз основных направлений развития авианосцев, многоцелевых, десантных и противоминных кораблей, ракетных и патрульных катеров, а также судов снабжения флота до 2020 г.

Основное внимание в работе уделено кораблям флотов США, других стран НАТО, Японии, Австралии, Швеции и Китая. Анализировалось также и развитие кораблей наиболее крупных флотов других стран.


Совершенствование нормативно-технической базы

Исследование путей повышения технико-экономической эффективности заказа, разработки, поставки, эксплуатации, ремонта и утилизации вооружения и военной техники ВМФ на основе разработки нормативно-правового, нормативно-технического и методического обеспечения вооружения и военной техники ВМФ на всех стадиях жизненного цикла, соответствующего современному развитию экономики, науки и техники (2005–2009 гг.)

На основе анализа отечественного и зарубежного опыта направления разработки нормативно-правового, нормативно-технического и методического обеспечения создания ВВТ ВМФ на всех стадиях их жизненного цикла и программа работ по такому обеспечению до 2011 г. Разработанная программа работ направлена на повышение технико-экономической эффективности обеспечения жизненного цикла образцов ВВТ ВМФ. Ряд нормативных документов и методик был разработан непосредственно в ходе работ по КНИР «Кристаллизатор», значительное количество нормативных документов и методик было разработано в дальнейшем в соответствии с утверждённой программой.

Одним из важнейших документов нормативно-правового обеспечения создания кораблей ВМФ, разработанных в составе КНИР, является проект «Основных условий поставки кораблей и судов для Министерства обороны» (вместо устаревшего документа 1983 г., принятого до образования РФ). Назначение – регулирование отношений между организациями МО как заказчиком и организациями и предприятиями промышленности как исполнителями при обеспечении поставок кораблей (выполнении работ) с соблюдением договорных требований по срокам, количеству и качеству. Документ был согласован всеми заинтересованными сторонами и подготовленный для утверждения на правительственном уровне.

Заказчик – Министерство обороны Российской Федерации.

Разработка положения о создании кораблей и судов (2010–2011 гг.)

Положение регламентирует порядок и содержание работ по созданию кораблей и судов, определяет взаимоотношения между государственными заказчиками, разработчиками, строителями кораблей и судов и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборонно-промышленного комплекса.

В разработке «Положения принимали участие предприятия промышленности (НИИ, КБ, судоремонтные и судостроительные заводы, предприятия-поставщики комплектующего оборудования и др.), организации государственных заказчиков, федеральные органы исполнительной власти.

Положение утверждено Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации 24 мая 2011 г.

Заказчик – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.


Экспериментальное определение характеристик горения элементов судового кабеля (2012–2013 гг.)

На базе огневого испытательного стенда Крыловского ГНЦ проведена серия экспериментальных исследований по определению характеристик горения типовых элементов горючей нагрузки.

В процессе проведения экспериментальных работ первой очереди были исследованы образцы судового кабеля различных марок.

Экспериментальные исследования были направлены на определение следующих характеристик процессов горения:

  • температура самовоспламенения;
  • тепловой поток самовоспламенения;
  • массовая скорость выгорания;
  • линейная скорость распространения пламени по поверхности.

На базе экспериментальных данных были получены зависимости скорости распространения пламени и массовой скорости выгорания от плотности теплового потока, воздействующего на образцы, времени этого воздействия и ориентации образцов в пространстве.

Заказчик – ОАО «ЦКБ МТ «Рубин».


Создание нового поколения стационарных систем пожаротушения на основе безопасных огнетушащих веществ для борьбы с пожарами на объектах морской техники (2009–2011 гг.)

Работы выполнялись совместно с ОАО «СПМБМ «Малахит», ФГУП «АКИН» и ФГУП «РНЦ «Прикладная химия». Целью выполнения работ являлось создание новых стационарных систем пожаротушения с высоким уровнем безопасности для окружающей среды, экипажа, перевозимого груза и судового оборудования.

Были разработаны следующие стационарные системы пожаротушения:

  • газового пожаротушения азотом и тонкораспыленной водой;
  • объемного химического пожаротушения хладоном ПФК-49;
  • тонкораспыленной воды среднего и высокого давления;
  • аэрозольного пожаротушения повышенной пожарной безопасности.

В разработанных системах использованы такие безопасные огнетушащие вещества, как азот, вода, фторсодержащие кетоны, огнетушащие аэрозоли.

Результаты испытаний показали высокую эффективность системы. Нормативная огнетушащая концентрация азота за счет совместного действия с тонкораспыленной водой составляет для этой системы около 28 %. Это более чем на 30 % меньше, чем необходимо для тушения только азотом. Система обеспечивает также эффективное охлаждение конструкций и дымоосаждение внутри аварийного отсека.

Заказчик –Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Пример одной из разработанных систем: стационарная система газового пожаротушения азотом и тонкораспыленной водой


Разработка предложений по оптимизации противопожарной защиты судов с корпусными конструкциями из полимерных композиционных материалов (2009-2011 гг.)


Образцы ПКМ после испытаний

Выполнены экспериментальные и теоретические исследования, направленные на определение прочностных характеристик судовых корпусных конструкций из полимерных композиционных материалов (ПКМ) при температурных воздействиях, характерных для судовых пожаров.

По результатам исследований разработаны обобщенные рекомендации по обеспечению пожаробезопасности объектов морской техники с корпусными конструкциями из ПКМ.

Основной опасностью, связанной с применением корпусных конструкций из ПКМ по сравнению с традиционными стальными, является пониженная стойкость к воздействию температур, характерных для судовых пожаров.

С использованием специально созданной испытательной установки проведены экспериментальные исследования перспективных конструкций из ПКМ при воздействии характерных для судовых условий уровней температурной и механической нагрузки. На базе полученных экспериментальных результатов предложены инженерные методы оценки текущих значений температур в слоях конструкций и изменения их прочностных характеристик.

Заказчик – ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей».


Схема установки и внешний вид


Разработан программно-методический комплекс формализованной оценки пожарной безопасности объектов гражданской морской техники (2009–2011 гг.)


Результаты статистического моделирования ФОБ

Целью выполнения работ являлось создание методического и программного обеспечения для внедрения в практику судостроения технологии формализованной оценки безопасности (ФОБ).

ФОБ представляет собой рациональный и систематический подход к оценке рисков, связанных с судоходством. Причинами появления такого подхода явились увеличивающаяся статистика аварий и катастроф на море, а также то обстоятельство, что в нормативных требованиях, даже весьма дифференцированных, невозможно учесть все особенности каждого технического объекта. Цель ФОБ — оценить расходы и выгоды решений проектанта, направленных на снижение этих рисков.

Работы в области создания методов ФОБ давно и активно ведутся на международном уровне. Основной отличительной особенностью предлагаемой методики ФОБ является применение имитационного компьютерного моделирования развития пожара на базе электронной модели судна в качестве средства разработки сценария развития аварии и анализа её последствий.


Электронный планшет руководителя борьбой с аварией на объекте морской техники (2007–2009 гг.)

Электронный планшет является аналогом бумажных документов, выпускаемых проектантом в обеспечение борьбы с аварией на объекте морской техники, однако кардинально превосходит их вследствие использования преимуществ компьютерных технологий. Визуально планшет представляет собой интерактивные планы палуб, на которых представляется информация, необходимая при борьбе с аварией. Информационная поддержка принятия решений осуществляется по следующим направлениям:

  • опасные направления распространения пожара;
  • возможные ограничения использования комплекса технических средств;
  • перечень действий по локализации аварии;
  • перечень действий по ликвидации аварии.

Электронный планшет компактно хранит большие объемы информации и позволяет быстро находить нужные сведения. В отличие от известных средств информационной поддержки данная разработка позволяет оперативно реагировать на изменение аварийной обстановки, выдавая рекомендации по текущему состоянию.

По ходу ввода оператором информации о распространении аварии по помещениям корабля автоматически пересчитываются рекомендации по:

  • опасным направлениям дальнейшего распространения пожара;
  • возможным рубежам обороны, составу сил и средств на них;
  • перечню оборудования, находящегося под угрозой выхода из строя;
  • способам и средствам обесточивания и герметизации аварийного контура;
  • возможному состоянию комплексов технических средств при получении повреждений и выполнении противоаварийных действий.

По запросу оператора на планах палуб также может быть выведена информация по размещению средств борьбы с аварией и технических средств, категориям помещений, типам ограждающих конструкций и пр.

Инструменты электронного планшета позволяют также использовать его в качестве средства формирования комплекта документов по борьбе с аварией, выпускаемых проектантом на бумажной основе.

Заказчик – Федеральное агентство по промышленности.

Планы палуб. Типовая информация.



Заказчики и соисполнители работ

Отделение имеет многолетние творческие связи с предприятиями судостроительной отрасли промышленности и предприятиями, непосредственно связанными с созданием комплектующего оборудования, оружия и вооружения смежных отраслей, а также НИУ Министерства обороны. В числе заказчиков и соисполнителей работ отделения:

ОАО «СПМБМ «МАЛАХИТ» 
ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» 
ОАО «Северное ПКБ» 
ОАО «Невское ПКБ» 
ОАО «ЦМКБ «Алмаз» 
ОАО «Зеленодольское ПКБ» 
ОАО «ЦКБ «Айсберг» 
ОАО «ЦКБ по СПК» 
ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» 
ОАО «ОКБМ Африкантова» 
ОАО «Калужский турбинный завод» 
ОАО «Завод «Киров-Энергомаш» 
ОАО «НПО «Сатурн» 
ОАО «СКБК» 
ОАО «ПО «Севмаш» 
ОАО «НПО «Аврора» 
ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» 
ОАО «Концерн «Гидроприбор» 
ОАО «Концерн «Океанприбор» 
ОАО «Концерн «Гранит-Электрон» 
ГРЦ имени академика В.П. Макеева 
ОАО «ГНПП «Регион» 
ОАО «Адмиралтейские верфи» 
ОАО «Балтийский завод» 
ОАО «ЦТСС» 
ОАО «Концерн «Моринформсистемы-Агат» 
НПО «Марс» 
ОАО «ЦНИИ «Курс» 
ФГУП «АКИН» 
ОАО «НПП «Радуга» 
ОАО «ОКБ Сухого» 
ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» 
ОАО «ОКБ им. Ф.С. Яковлева» 
ОАО «Камов» 
ФГУП «ФЦДТ «Союз» 
ФГУП ГосНИИЛЦ РФ «Радуга» ОКБ «Агат» 
ФГУП «ГНЦ РФ ТРИНИТИ» 
ОАО «ВНИИтрансмаш» (использовались результаты НИР «Прогноз-К») 
ОАО «ГНИНГИ» 
ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» 

Отделение поддерживает деловые связи с ведущими НИО Министерства обороны:

ВУНЦ ВМФ «ВМА им. Н.Г. Кузнецова» 
НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (1 ЦНИИ МО РФ) 
НИИ оперативно-стратегических исследований строительства ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (24 ЦНИИ МО РФ) 
4 НИУ НИЦ АТ и В 4 ЦНИИ МО РФ 
НИИ спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (40 ГНИИ МО РФ) 
46 ЦНИИ МО РФ и многими другими 


Далее: Экспериментальная база