Вы используете устаревший браузер, который не поддерживает такие современные технологии как HTML5 и CSS3, используемые на этом сайте.
Просьба воспользоваться современным браузером Chrome, Opera, Firefox

Федеральные программы

Судостроительная промышленность Российской Федерации является крупнейшей отраслью хозяйственного комплекса страны и обладает рядом особенностей:

  • высокотехнологичная и дорогая продукция;
  • длительный цикл постройки;
  • сильная взаимосвязь научно-исследовательского, производственного и потребительского секторов;
  • сложная система финансирования.

Немногим более 20 лет назад отечественное судостроение было одним из самых мощных в мире — только по заказам Военно-морского флота строилось до 50 единиц подводных лодок, боевых кораблей и судов обеспечения. В области гражданского судостроения страна входила в десятку самых развитых стран мира и ежегодно выпускала морских транспортных судов суммарным дедвейтом до 550 тыс. тонн, промысловых судов общей мощностью главных двигателей около 100 тыс. кВт.

Значительное сокращение заказов на строительство военных кораблей и коммерческих судов привело к сложному экономическому положению практически всех судостроительных заводов, в недопустимой степени подорожала продукция отрасли.

До недавнего времени в течение почти двадцати лет государственная политика в судостроительной промышленности ограничивалась рядом пассивных мер, направленных в основном на поддержание возможностей отрасли по созданию продукции в интересах национальной обороны. В структуре продаж отрасли доминировал государственный оборонный заказ. Созданный прежде отечественный научно-технический и технологический потенциал в области, как гражданского судостроения, так и военного кораблестроения в период 1990-1999 гг. остановился в своем развитии. В то же время развитие судостроения за рубежом продвигалось нарастающими темпами.

В 2006-2008 гг. ситуация изменилась в лучшую сторону — была разработана и утверждена «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 г. и на дальнейшую перспективу». Приказом Минпромторга России от 29 августа 2008 г. № 112 утвержден «Комплексный план действий…» по реализации указанной Стратегии. Приняты решения по техперевооружению ключевых промышленных объектов, а также стендовой базы в НИИ и КБ.

В настоящее время в рамках ФЦП № 1 реализуется обширный комплекс мероприятий по техперевооружению производственной и опытно-конструкторской базы отрасли и основных поставщиков комплектующего оборудования, а также план НИОКР, включающий работы по критическим промышленным технологиям в сфере кораблестроения. ФГУП «Крыловский государственный научный центр» является головной организацией по сопровождению этой ФЦП в части морских сил (промышленные критические и базовые технологии, мероприятия по строительству, модернизации и реконструкции производств).

21 февраля 2008 г. постановлением Правительства РФ № 103 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009 — 2016 годы. Этим был дан старт развитию технологического потенциала и созданию научного задела для возрождения отечественного гражданского судостроения.

Наконец, в декабре 2012 г. утверждена Государственная программа «Развитие судостроения на 2013-2030 гг.», призванная объединить усилия по развитию отрасли в рамках единого системного подхода.

ФГУП «Крыловский государственный научный центр» был разработчиком, как упомянутой выше Стратегии, так и этих программ, и принимал активное участие в их реализации, что обусловлено высоким научным и технологическим заделом, созданным на предприятии, высоким уровнем квалификации кадров.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 гг.» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2514-р).

Государственная программа разрабатывалась в соответствии с распоряжением Правительства Российской федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р. Ответственный исполнитель Программы — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Участники Программы — Федеральное агентство морского и речного транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству Российской Федерации.

В ходе разработки Госпрограммы были проанализированы позиции России на мировом рынке, определены перспективные технологические и рыночные ниши. Основным принципом формирования программы было выбрано обеспечение эффективности решений на всех этапах индустриального цикла — от реализации НИР — до промышленного производства.

Цель программы — принципиальное улучшение конкурентной позиции судостроения России в мире в долгосрочной перспективе и обеспечение потребности государства и частных российских заказчиков в современной продукции.

Задачи и подпрограммы выстроены в логике повышения эффективности всех этапов создания добавленной стоимости в отрасли. От фундаментальной и прикладной науки (подпрограммы 1 и 2) к развитию производственных мощностей (подпрограмма 3) и обеспечению продвижения продукции отрасли на внутренний и внешний рынок (подпрограмма 4).

Подпрограммы Программы:

1. «Развитие судостроительной науки».
2. «Развитие гражданской морской и речной техники».
3. «Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли».
4. «Государственная поддержка».
5. «Обеспечение реализации государственной программы».

В качестве самостоятельной составной части государственной программы выступает ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг.

Состав мероприятий Государственной программы
Подпрограмма 1 Развитие судостроительной науки
Основное мероприятие 1.1.1 Формирование опережающего научно-технического задела по основным направлениям развития военно-морской техники и систем морского оружия
Основное мероприятие 1.1.2 Формирование опережающего научно-технического задела в обеспечение развития морской и речной техники гражданского назначения
Основное мероприятие 1.1.3 Формирование и развитие государственного научного центра по решению широкого спектра основополагающих проблем развития отечественного судостроения и центров компетенции на базе основных концернов отрасли по решению различных научно-технических проблем и разработке критических технологий
Основное мероприятие 1.2.4 Комплекс мероприятий по техническому перевооружению уникальных исследовательских, испытательных комплексов и стендов в государственном научном центре и центрах компетенции, а также по созданию, реконструкции и комплексному развитию полигонной базы судостроительной промышленности
Основное мероприятие 1.4.5 Организация в государственном научном центре и центрах компетенции систем отраслевого и междисциплинарного образования
Основное мероприятие 1.5.6 Комплекс мероприятий по трансферу технологий в смежные отрасли промышленности и сегменты народного хозяйства, а также на мировой рынок
Подпрограмма 2 Развитие гражданской морской и речной техники
Основное мероприятие 2.1.1 Разработка новых технологий и инновационных проектов гражданской морской техники, в том числе обладающих потенциально высокой конкурентоспособностью на мировом рынке, проведение системных исследований развития морских технологий и рынков
Основное мероприятие 2.1.2 Создание пилотных экспериментальных (демонстрационных) образцов высокотехнологичных судов, предназначенных для массовой постройки
Основное мероприятие 2.1.3 Закупка передовых зарубежных технологий и лицензий на строительство объектов и организацию в России производства современного технологического оборудования и другой продукции, разработанной ведущими фирмами мира
Подпрограмма 3 Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли
Основное мероприятие 3.2.1 Развитие производственных мощностей гражданского судостроения в Дальневосточном федеральном округе России, в том числе поддержка реализации кластерной политики в округе
Основное мероприятие 3.2.2 Развитие и оптимизация производственных мощностей гражданского судостроения в Северо-Западном федеральном округе России, в том числе поддержка реализации кластерной политики в округе
Основное мероприятие 3.2.3 Развитие производственных мощностей гражданского судостроения в Южном федеральном округе России (на основе поддержки формирования судостроительного кластера в округе)
Подпрограмма 4 Государственная поддержка
Основное мероприятие 4.2.1 Стимулирование развития инновационного производства в судостроительной промышленности
Основное мероприятие 4.5.2 Содействие в развитии лизинга судов и морских сооружений, построенных в России
Основное мероприятие 4.5.3 Формирование утилизационных фондов применительно к отдельным группам судов (рыбопромысловые, пассажирские внутреннего плавания)
Подпрограмма 5 Обеспечение реализации государственной программы
Основное мероприятие 5.5.1 Системно-аналитическое и экспертное сопровождение управления реализацией мероприятий государственной программы в целом
Основное мероприятие 5.5.2 Координация и сопровождение реализации комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках государственной программы, в том числе осуществление комплекса мероприятий по правовой охране и правовой защите результатов научно-технической деятельности
Основное мероприятие 5.5.3 Координация и обеспечение взаимоувязки инвестиционных проектов создания новых и модернизации действующих производственных мощностей, осуществления технического перевооружения уникальных исследовательских, испытательных комплексов и стендов концернов отрасли в интересах создания опережающего
научно-технического задела в судостроении
Федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг. (№ 7)
Основное мероприятие 7.1.1 Комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках технологических направлений 1–7 федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг. по разработке новых технологий, концептуальных проектов гражданской морской техники и проведению системных исследований развития морских технологий и рынков
Основное мероприятие 7.2.2 Строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов научно-экспериментальной, стендовой, проектной и испытательной базы
Основное мероприятие 7.2.3 Закупка передовых зарубежных технологий и лицензий на строительство объектов и организацию в России производства современного технологического оборудования и другой продукции, разработанной ведущими фирмами мира (в рамках раздела «Прочие расходы» федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг., мероприятие 4)
Основное мероприятие 7.5.4 Реализация мероприятия 1 раздела «Прочие расходы» федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009—2016 гг. по информационно-аналитическому и экспертному сопровождению реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг. Работа научно-экспертного совета по научному сопровождению
Основное мероприятие 7.5.5 Реализация мероприятия 2 раздела «Прочие расходы» федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009—2016 гг. по организации функционирования в судостроительной промышленности систем обеспечения качества продукции, сертификации производства, научной и конструкторской базы
Основное мероприятие 7.5.6 Реализация мероприятия 3 раздела «Прочие расходы» федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг. по организации работ по закреплению прав на результаты научно-технической деятельности. Осуществление комплекса мероприятий по правовой охране и правовой защите результатов научно-технической деятельности

ФГУП «Крыловский государственный научный центр» являлся основным разработчиком Государственной программы с участием Минпромторга РФ, федеральных органов исполнительной власти и ведущими интегрированными структурами отрасли.

Презентацию Государственной программы «РАЗВИТИЕ СУДОСТРОЕНИЯ НА 2013-2030 ГОДЫ» можно получить здесь.

ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 гг.

Ключевой для судостроительной промышленности является федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009—2016 гг. (ФЦП РГМТ). В рамках данной ФЦП специально выделяются средства (по направлению «Прочие расходы») на координацию и научно-экспертное сопровождение ее реализации.

Государственный заказчик — координатор ФЦП РГМТ: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Государственный заказчик: Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Программа состоит из трех направлений:
1. НИОКР — более 70% от общей суммы средств, выделенных на реализацию Программы.
2. Капитальные вложения — около 20% от общей суммы средств, выделенных на реализацию Программы.
3. Прочие нужды — около 5%.

Система координации в рамках ФЦП РГМТ предполагает многоуровневую систему отбора заявок, обеспечивающую максимальную прозрачность и объективность процесса принятия решений, а также систему учета и контроля полученных результатов.

Сбор заявок осуществляется в электронном виде по строго установленной форме, для их обработки применяется электронная система документооборота.

После анализа заявок и их первичной обработки по формальным признакам предложенная тематика рассматривается на специализированных рабочих группах с привлечением широкого круга специалистов организаций судостроения и смежных отраслей промышленности (состав рабочих групп согласовывается Департаментом судостроительной промышленности и морской техники), где формируются перечни тем, технические требования и ожидаемые результаты.

После согласования Департаментом судостроительной промышленности и морской техники перечней тем и уровня их цены заявленная тематика представляется на рассмотрение Научно-координационным экспертным советом (НКЭС) (состав НКЭС утверждается приказом министра).

Из одобренных на НКЭС заявленных тем Департаментом судостроительной промышленности и морской техники формируется соответствующий приказ министра и конкурсная документация для проведения конкурсов по НИОКР.

Вся информация о сроках и результатах отбора заявок, протоколах проведении Рабочих групп и Научно-координационных экспертных советов отображается на сайте ФЦП РГМТ (http://www.rgmt.spb.ru). Сайт регулярно обновляется и актуализируется. Постоянные посетители ресурса: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральные научные центры, Проектные институты, предприятия судостроения и машиностроения и прочие заинтересованные лица.

Организация работы Научно-координационных экспертных советов и общее сопровождение реализации ФЦП возложена на ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 декабря 2008 года № 433 «О порядке организации в Минпромторге России работ по реализации федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг.).

Реализация мероприятий по координации и научно-экспертному сопровождению реализации ФЦП РГМТ продемонстрировала свою высокую эффективность и позволила ФЦП РГМТ стать одной из наиболее эффективных ФЦП по оценкам Министерства образования и науки России.

Презентацию ФЦП «РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ» НА 2009-2016 ГОДЫ можно получить здесь.

Ранее ФГУП «Крыловский государственный научный центр» участвовало в реализации ФЦП «Мировой океан» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. № 919) и в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 гг.» (государственный заказчик — Министерство образования и науки Российской Федерации).

Сегодня ФГУП «Крыловский государственный научный центр» принимает участие в ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г." и в подпрограммах ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг.

ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.»

ФГУП «Крыловский государственный научный центр», в частности Отделение судовой и корабельной энергетики, ядерной и радиационной безопасности и Отраслевой ситуационно-кризисный и научно-методический центр ЯРБ, является участником Программы. Планируется проведение следующих работ:

  • продолжение исследования состояния объектов использования атомной энергии на предприятиях судостроительной промышленности и разработка рекомендаций о мероприятиях по их дальнейшему использованию;
  • обеспечение функционирования ситуационного кризисного центра судостроительной отрасли;
  • создание неконтактной автоматизированной системы подготовки и проверки знаний по безопасности предприятий атомного судостроения

ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг.

Временной границей программы был обозначен 2011 г., однако, существуют подпрограммы, в рамках которых продолжаются работы и их финансирование: подпрограмма «Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 гг. дизельных двигателей и их компонентов нового поколения»; подпрограмма «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011-2016 гг. ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (Отделение судовой и корабельной энергетики, ядерной и радиационной безопасности) предполагает принимать участие в первой.

Наиболее масштабными работами в настоящее время и в обозримой перспективе будут являться работы, выполняемые в рамках Государственной программы «Развитие судостроения на 2013-2030 гг.».


Далее: Инновационная деятельность