Судостроительная промышленность Российской Федерации является крупнейшей отраслью хозяйственного комплекса страны и обладает рядом особенностей:
Немногим более 20 лет назад отечественное судостроение было одним из самых мощных в мире — только по заказам
Значительное сокращение заказов на строительство военных кораблей и коммерческих судов привело к сложному экономическому положению практически всех судостроительных заводов, в недопустимой степени подорожала продукция отрасли.
До недавнего времени в течение почти двадцати лет государственная политика в судостроительной промышленности ограничивалась рядом пассивных мер, направленных в основном на поддержание возможностей отрасли по созданию продукции в интересах национальной обороны. В структуре продаж отрасли доминировал государственный оборонный заказ. Созданный прежде отечественный
В
В настоящее время в рамках ФЦП № 1 реализуется обширный комплекс мероприятий по техперевооружению производственной и
21 февраля 2008 г. постановлением Правительства РФ № 103 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009 — 2016 годы. Этим был дан старт развитию технологического потенциала и созданию научного задела для возрождения отечественного гражданского судостроения.
Наконец, в декабре 2012 г. утверждена Государственная программа «Развитие судостроения на
ФГУП «Крыловский государственный научный центр» был разработчиком, как упомянутой выше Стратегии, так и этих программ, и принимал активное участие в их реализации, что обусловлено высоким научным и технологическим заделом, созданным на предприятии, высоким уровнем квалификации кадров.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на
Государственная программа разрабатывалась в соответствии с распоряжением Правительства Российской федерации от 11 ноября 2010 г. №
В ходе разработки Госпрограммы были проанализированы позиции России на мировом рынке, определены перспективные технологические и рыночные ниши. Основным принципом формирования программы было выбрано обеспечение эффективности решений на всех этапах индустриального цикла — от реализации НИР — до промышленного производства.
Цель программы — принципиальное улучшение конкурентной позиции судостроения России в мире в долгосрочной перспективе и обеспечение потребности государства и частных российских заказчиков в современной продукции.
Задачи и подпрограммы выстроены в логике повышения эффективности всех этапов создания добавленной стоимости в отрасли. От фундаментальной и прикладной науки (подпрограммы 1 и 2) к развитию производственных мощностей (подпрограмма 3) и обеспечению продвижения продукции отрасли на внутренний и внешний рынок (подпрограмма 4).
Подпрограммы Программы:
1. «Развитие судостроительной науки».
2. «Развитие гражданской морской и речной техники».
3. «Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и
4. «Государственная поддержка».
5. «Обеспечение реализации государственной программы».
В качестве самостоятельной составной части государственной программы выступает ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на
Подпрограмма 1 | Развитие судостроительной науки |
---|---|
Основное мероприятие 1.1.1 |
Формирование опережающего |
Основное мероприятие 1.1.2 |
Формирование опережающего |
Основное мероприятие 1.1.3 |
Формирование и развитие государственного научного центра по решению широкого спектра основополагающих проблем развития отечественного судостроения и центров компетенции на базе основных концернов отрасли по решению различных |
Основное мероприятие 1.2.4 | Комплекс мероприятий по техническому перевооружению уникальных исследовательских, испытательных комплексов и стендов в государственном научном центре и центрах компетенции, а также по созданию, реконструкции и комплексному развитию полигонной базы судостроительной промышленности |
Основное мероприятие 1.4.5 | Организация в государственном научном центре и центрах компетенции систем отраслевого и междисциплинарного образования |
Основное мероприятие 1.5.6 | Комплекс мероприятий по трансферу технологий в смежные отрасли промышленности и сегменты народного хозяйства, а также на мировой рынок |
Подпрограмма 2 | Развитие гражданской морской и речной техники |
Основное мероприятие 2.1.1 | Разработка новых технологий и инновационных проектов гражданской морской техники, в том числе обладающих потенциально высокой конкурентоспособностью на мировом рынке, проведение системных исследований развития морских технологий и рынков |
Основное мероприятие 2.1.2 | Создание пилотных экспериментальных (демонстрационных) образцов высокотехнологичных судов, предназначенных для массовой постройки |
Основное мероприятие 2.1.3 | Закупка передовых зарубежных технологий и лицензий на строительство объектов и организацию в России производства современного технологического оборудования и другой продукции, разработанной ведущими фирмами мира |
Подпрограмма 3 |
Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и |
Основное мероприятие 3.2.1 | Развитие производственных мощностей гражданского судостроения в Дальневосточном федеральном округе России, в том числе поддержка реализации кластерной политики в округе |
Основное мероприятие 3.2.2 |
Развитие и оптимизация производственных мощностей гражданского судостроения в |
Основное мероприятие 3.2.3 | Развитие производственных мощностей гражданского судостроения в Южном федеральном округе России (на основе поддержки формирования судостроительного кластера в округе) |
Подпрограмма 4 | Государственная поддержка |
Основное мероприятие 4.2.1 | Стимулирование развития инновационного производства в судостроительной промышленности |
Основное мероприятие 4.5.2 | Содействие в развитии лизинга судов и морских сооружений, построенных в России |
Основное мероприятие 4.5.3 | Формирование утилизационных фондов применительно к отдельным группам судов (рыбопромысловые, пассажирские внутреннего плавания) |
Подпрограмма 5 | Обеспечение реализации государственной программы |
Основное мероприятие 5.5.1 |
|
Основное мероприятие 5.5.2 |
Координация и сопровождение реализации комплекса |
Основное мероприятие 5.5.3 |
Координация и обеспечение взаимоувязки инвестиционных проектов создания новых и модернизации действующих производственных мощностей, осуществления технического перевооружения уникальных исследовательских, испытательных комплексов и стендов концернов отрасли в интересах создания опережающего |
Федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на |
|
Основное мероприятие 7.1.1 |
Комплекс |
Основное мероприятие 7.2.2 |
Строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов |
Основное мероприятие 7.2.3 |
Закупка передовых зарубежных технологий и лицензий на строительство объектов и организацию в России производства современного технологического оборудования и другой продукции, разработанной ведущими фирмами мира (в рамках раздела «Прочие расходы» федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на |
Основное мероприятие 7.5.4 |
Реализация мероприятия 1 раздела «Прочие расходы» федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на |
Основное мероприятие 7.5.5 |
Реализация мероприятия 2 раздела «Прочие расходы» федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на |
Основное мероприятие 7.5.6 |
Реализация мероприятия 3 раздела «Прочие расходы» федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на |
ФГУП «Крыловский государственный научный центр» являлся основным разработчиком Государственной программы с участием Минпромторга РФ, федеральных органов исполнительной власти и ведущими интегрированными структурами отрасли.
Презентацию Государственной программы «РАЗВИТИЕ СУДОСТРОЕНИЯ НА 2013-2030 ГОДЫ» можно получить здесь.
ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 гг.
Ключевой для судостроительной промышленности является федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на
Государственный заказчик — координатор ФЦП РГМТ: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Государственный заказчик: Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Программа состоит из трех направлений:
1. НИОКР — более 70% от общей суммы средств, выделенных на реализацию Программы.
2. Капитальные вложения — около 20% от общей суммы средств, выделенных на реализацию Программы.
3. Прочие нужды — около 5%.
Система координации в рамках ФЦП РГМТ предполагает многоуровневую систему отбора заявок, обеспечивающую максимальную прозрачность и объективность процесса принятия решений, а также систему учета и контроля полученных результатов.
Сбор заявок осуществляется в электронном виде по строго установленной форме, для их обработки применяется электронная система документооборота.
После анализа заявок и их первичной обработки по формальным признакам предложенная тематика рассматривается на специализированных рабочих группах с привлечением широкого круга специалистов организаций судостроения и смежных отраслей промышленности (состав рабочих групп согласовывается Департаментом судостроительной промышленности и морской техники), где формируются перечни тем, технические требования и ожидаемые результаты.
После согласования Департаментом судостроительной промышленности и морской техники перечней тем и уровня их цены заявленная тематика представляется на рассмотрение
Из одобренных на НКЭС заявленных тем Департаментом судостроительной промышленности и морской техники формируется соответствующий приказ министра и конкурсная документация для проведения конкурсов по НИОКР.
Вся информация о сроках и результатах отбора заявок, протоколах проведении Рабочих групп и
Организация работы
Реализация мероприятий по координации и
Презентацию ФЦП «РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ» НА 2009-2016 ГОДЫ можно получить здесь.
Ранее ФГУП «Крыловский государственный научный центр» участвовало в реализации ФЦП «Мировой океан» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. № 919) и в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития
Сегодня ФГУП «Крыловский государственный научный центр» принимает участие в ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г." и в подпрограммах ФЦП «Национальная технологическая база» на
ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.»
ФГУП «Крыловский государственный научный центр», в частности Отделение судовой и корабельной энергетики, ядерной и радиационной безопасности и Отраслевой
ФЦП «Национальная технологическая база» на
Временной границей программы был обозначен 2011 г., однако, существуют подпрограммы, в рамках которых продолжаются работы и их финансирование: подпрограмма «Создание и организация производства в Российской Федерации в
Наиболее масштабными работами в настоящее время и в обозримой перспективе будут являться работы, выполняемые в рамках Государственной программы «Развитие судостроения на