Для планомерного развития системы добычи нефти и газа на Арктическом шельфе Российской Федерации необходимо как опережающее создание морских сооружений и оборудования для обустройства и освоения месторождений, так и проектирование и строительство судов снабжения, способных, помимо доставки грузов, обеспечивать дежурство в районе оффшорных буровых установок для оказания технической помощи, обеспечения ликвидации разливов нефти, оказания помощи аварийным судам и спасения персонала в аварийных ситуациях.
Суровые ледовые и климатические условия, повышенная степень риска при освоении месторождений Арктического шельфа предъявляют особо высокие требования к судам, обеспечивающим работу добывающих платформ и тем техническим решениям, которые в них заложены.
При этом необходимо учитывать, что значительное количество строящихся и проектируемых морских сооружений, включая ледостойкие платформы, блок-кондукторы, терминалы отгрузки углеводородов, находится в прибрежных мелководных районах северных морей, Обской губе, устьях северных рек зачастую на глубинах менее 5–6 м. В этой ситуации остро встает вопрос о создании судов снабжения нового поколения, способных менять свою осадку в зависимости от глубины акватории, действуя как в открытом море, так и на мелководье.
Когда-то академик В. М. Пашин говорил о том, что 50% качества судна закладывается на этапе формирования технического задания. Глубокое понимание проблематики судостроения и функционирование судов в условиях Арктики, огромный опыт Крыловского центра (КГНЦ), его прикладные научные разработки позволили Арктическому инжиниринговому центру КГНЦ сформировать ТЗ, а затем и спроектировать в 2014 г. по заказу ФГУП «Росморпорт» двухосадочный мелкосидящий ледокол пр.22740, а в 2015 г. на его основе — мелкосидящее судно снабжения.
Судно спроектировано на высокий ледовых класс РС КМ * Arc7 [1] АUT2-IСS OMBO FF3WS DYNPOS-2 EPP Supply vessel, обладает ледопроходимостью до 1,5 м и снабжено инновационным комбинированным четырехвинтовым пропульсивным комплексом, который позволил реализовать осадку в 4 м. Судно оборудовано катером на воздушной подушке вместимостью 8 человек и способно принимать груз без посадки вертолета, а также оно имеет двухтопливную энергетическую установку в соответствии с планируемыми условиями эксплуатации. К настоящему моменту завершен комплекс расчетов и модельных испытаний по ледопроходимости и гидродинамике, который подтвердил правильность принятых на проекте технических решений.
ФГУП «Крыловский государственный научный центр» — крупнейшая комплексная научная организация России по кораблестроению, судостроению и морской технике, обеспечивающая проектирование и строительство военно-морского и гражданского флота России и морских сооружений для разведки и добычи полезных ископаемых на морском шельфе. Центр осуществляет научно-техническую деятельность в области гидродинамики, энергетики, акустики, в сфере проектирования кораблей и судов.
Оригинал статьи размещен на сайте Транспорт Российской Федерации