Вы используете устаревший браузер, который не поддерживает такие современные технологии как HTML5 и CSS3, используемые на этом сайте.
Просьба воспользоваться современным браузером Chrome, Opera, Firefox

Красив снаружи, а что внутри?

17 марта 2016

Крыловскому центру даны права головной научной организации в важнейшем секторе судостроения

Крыловский государственный научный центр наращивает компетенции в вопросах судового машиностроения и приборостроения — как для гражданского флота, так и для военных кораблей.

Важным шагом, по мнению наших источников в Минпромторге и ОСК, стало решение создать на базе Крыловского центра Совет главных конструкторов в этой сфере отраслевого разделения труда. Задача — общими усилиями наладить проведение единой научно-технической политики, обеспечить стандартизацию и унификацию продукции судового машиностроения и приборостроения.

Почему это особенно важно сейчас, в условиях действия антироссийских санкций и насущных задач импортозамещения, можно проиллюстрировать таким, например, фактом. В конечной цене судна, корабля, подводной лодки, буровой платформы или другого сложного инженерного сооружения морской техники до 80 процентов стоимости приходится на комплектующее оборудование. И значительную часть такого оборудования (а в коммерческом секторе судостроения более половины) российские верфи и КБ были вынуждены приобретать у иностранных производителей.

Мы могли в срок и качественно построить корпус судна — например, рыболовецкого траулера или сухогруза. Корпус прочный, вплоть до ледового класса, с прекрасными мореходными качествами и управляемостью. Но всю принципиальную начинку, техническое оснащение везли из-за рубежа.

Нередко бывало и так, что судно закладывали на российских стапелях, доводили до той степени готовности, когда можно было спустить на воду, после чего буксировали для достройки на верфи соседних государств — в Польшу, Финляндию и дальше.

Попытки как-то изменить ситуацию, наладить собственное производство ключевого оборудования, а параллельно с этим — запустить у себя научно-конструкторские разработки в новейшей российской истории предпринимались, но так и остались попытками — эпизодическими, фрагментарными и непоследовательными. Таковы были негласные законы и так складывались обстоятельства, что приобрести по импорту дорогое западное оборудование оказывалось быстрее, проще, а главное — выгоднее для кого-то в личном плане.

Сейчас, перед лицом санкций, ситуация обнажилась и далее такой оставаться не может. Еще минувшей осенью Минпромторг провел на базе Крыловского центра большой и предметный отраслевой совет. К диалогу пригласили руководителей ведущих проектно-конструкторских организаций судпрома: «Северного ПКБ», ЦМКБ «Алмаз», «СПМБМ «Малахит», ЦКБ «Рубин», концернов «Аврора», «Гранит-Электрон», «Океанприбор», «Моринформсистема — Агат», «ЦНИИ Электроприбор», ЦКБ «Айсберг», «Зеленодольского ПКБ», «ЦНИИ судового машиностроения» и других.

Генеральный директор Крыловского центра Владимир Никитин тогда же представил общее видение задач, которыми может и должен заняться Совет главных конструкторов в области судового машиностроения и приборостроения.

Прежде всего — проведение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований и разработок с целью создания востребованных судовых машин и механизмов. Во-вторых — развитие перспективных направлений судового машиностроения, в том числе изделий гидравлики и робототехники. В-третьих — координация работ на предприятиях отрасли по стандартизации и унификации продукции судового машиностроения.

А в обеспечение всех этих процессов и параллельно с ними — комплексное решение возникающих научных проблем на стадиях разработки, испытания, производства и эксплуатации судовых машин, механизмов, приборов и систем.

Вместе с проектами двух положений — «О головной научной организации в области судового машиностроения и приборостроения» и «О совете главных конструкторов в области судового машиностроения и приборостроения» было предложено разработать критерии, на основании которых продукция судостроения такого рода должна относиться к товарам отечественного производства, как того требует постановление Правительства РФ N 719 от 17.07.2015 г.

Эти критерии нужны, как минимум, чтобы понять: что из номенклатуры судового комплектующего оборудования российские предприятия в состоянии производить уже сейчас, а чего пока не могут и где у нас самые узкие места. С учетом такого — реального — понимания ситуации и будут выстраиваться планы строительства кораблей и гражданских судов различного назначения, а также программы модернизации и переоснащения отечественных верфей, связанных с ними проектно-конструкторских организаций и всей цепочки предприятий-поставщиков.

Тем временем

Караванам в Арктике требуется «Лидер»

Крыловский государственный научный центр обошел в конкурсной борьбе известные западные компании Siemens AG и ABB Convert и победил в тендере на поставку системы электродвижения для нового атомного ледокола ЛК-60Я, строительство которого завершается на Балтийском заводе в Петербурге. Уже в мае нынешнего года атомоход планируют спустить на воду. Еще в момент постройки он унаследовал имя второго по счету советского атомного ледокола «Арктика», который более сорока лет служил проводником и спасателем на трассах Севморпути и в высоких широтах. Новая «Арктика» заложена в 2013 году и на момент спуска станет самым большим ледоколом в мире. Его водоизмещение — 34 000 тонн, а суммарная мощность на трех винтах — 60 МВт.

Между тем в планах Крыловского центра есть и более перспективный проект — «Лидер». Это универсальный атомоход классической формы длиной более 200 и шириной примерно 47 метров. Мощность энергетической установки — 110–120 мегаватт. Он будет в состоянии проложить судоходный канал шириной 50 метров, что требуется для проводки по Северному морскому пути крупных океанских транспортов.

Оригинал статьи размещен на сайте Российская газета

Возврат к списку

Далее: КГНЦ представил проект инновационного научно-исследовательского судна для проведения исследований в Мировом океане