Крыловскому центру даны права головной научной организации в важнейшем секторе судостроения
Крыловский государственный научный центр наращивает компетенции в вопросах судового машиностроения и приборостроения — как для гражданского флота, так и для военных кораблей.
Важным шагом, по мнению наших источников в Минпромторге и ОСК, стало решение создать на базе Крыловского центра Совет главных конструкторов в этой сфере отраслевого разделения труда. Задача — общими усилиями наладить проведение единой
Почему это особенно важно сейчас, в условиях действия антироссийских санкций и насущных задач импортозамещения, можно проиллюстрировать таким, например, фактом. В конечной цене судна, корабля, подводной лодки, буровой платформы или другого сложного инженерного сооружения морской техники до 80 процентов стоимости приходится на комплектующее оборудование. И значительную часть такого оборудования (а в коммерческом секторе судостроения более половины) российские верфи и КБ были вынуждены приобретать у иностранных производителей.
Мы могли в срок и качественно построить корпус судна — например, рыболовецкого траулера или сухогруза. Корпус прочный, вплоть до ледового класса, с прекрасными мореходными качествами и управляемостью. Но всю принципиальную начинку, техническое оснащение везли
Нередко бывало и так, что судно закладывали на российских стапелях, доводили до той степени готовности, когда можно было спустить на воду, после чего буксировали для достройки на верфи соседних государств — в Польшу, Финляндию и дальше.
Попытки
Сейчас, перед лицом санкций, ситуация обнажилась и далее такой оставаться не может. Еще минувшей осенью Минпромторг провел на базе Крыловского центра большой и предметный отраслевой совет. К диалогу пригласили руководителей ведущих
Генеральный директор Крыловского центра Владимир Никитин тогда же представил общее видение задач, которыми может и должен заняться Совет главных конструкторов в области судового машиностроения и приборостроения.
Прежде всего — проведение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований и разработок с целью создания востребованных судовых машин и механизмов.
А в обеспечение всех этих процессов и параллельно с ними — комплексное решение возникающих научных проблем на стадиях разработки, испытания, производства и эксплуатации судовых машин, механизмов, приборов и систем.
Вместе с проектами двух положений — «О головной научной организации в области судового машиностроения и приборостроения» и «О совете главных конструкторов в области судового машиностроения и приборостроения» было предложено разработать критерии, на основании которых продукция судостроения такого рода должна относиться к товарам отечественного производства, как того требует постановление Правительства РФ N 719 от
Эти критерии нужны, как минимум, чтобы понять: что из номенклатуры судового комплектующего оборудования российские предприятия в состоянии производить уже сейчас, а чего пока не могут и где у нас самые узкие места. С учетом такого — реального — понимания ситуации и будут выстраиваться планы строительства кораблей и гражданских судов различного назначения, а также программы модернизации и переоснащения отечественных верфей, связанных с ними
Крыловский государственный научный центр обошел в конкурсной борьбе известные западные компании Siemens AG и ABB Convert и победил в тендере на поставку системы электродвижения для нового атомного ледокола
Между тем в планах Крыловского центра есть и более перспективный проект — «Лидер». Это универсальный атомоход классической формы длиной более 200 и шириной примерно 47 метров. Мощность энергетической установки — 110–120 мегаватт. Он будет в состоянии проложить судоходный канал шириной 50 метров, что требуется для проводки по Северному морскому пути крупных океанских транспортов.
Оригинал статьи размещен на сайте Российская газета