Вы используете устаревший браузер, который не поддерживает такие современные технологии как HTML5 и CSS3, используемые на этом сайте.
Просьба воспользоваться современным браузером Chrome, Opera, Firefox

Судостроительная наука – Развитию Арктики

4 марта 2016

Судостроительная отрасль — одна из наиболее технологичных отраслей национальной экономики, которая должна быть обеспечена высоким уровнем научно-технического потенциала, что предъявляет повышенные требования к отечественным научным организациям в разработке новых перспективных и прорывных технологий.

Работа на континентальном шельфе замерзающих морей Арктики предполагает создание высокотехнологичных и уникальных плавсредств и морских сооружений. Это, преимущественно, морские платформы и суда технического и обеспечивающего флота для освоения месторождений нефти и газа на шельфе и транспортные суда высоких ледовых категорий для вывоза углеводородов с арктических месторождений; строительство таких объектов соответствует основной доле заявленных потребностей российских заказчиков на период до 2030 г. Поскольку в мире практически не существует морских технических средств для эксплуатации в природно-климатических условиях, характерных для российской Арктики (в первую очередь — ледовых), то для их создания необходимо выполнение специфических требований и больших объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также соответствующая подготовка производственной базы. Именно на это в первую очередь должна быть нацелена отечественная судостроительная наука и промышленность. С учетом новых масштабов задач применительно к созданию эффективных судов и морских сооружений для Арктики необходима разработка ряда принципиально новых («критических») технологий создания и эксплуатации такой техники. Это технологии постройки крупнотоннажных морских сооружений, технологии проведения сложных транспортно-монтажных операций, новые конструкционные материалы, технологии определения и снижения ледовых нагрузок, средства спасения персонала в ледовых условиях, технологии защиты от взрывов и пожаров и многое другое.

Исходя из этого, научные организации судостроительной отрасли продолжают развивать накопленный научно-технический и технологический потенциал, на это нацелены научно- технические подпрограммы, входящие в состав государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 — 2030 гг.». Крыловский государственный научный центр на протяжении многих лет осуществляет научное и техническое сопровождение проектирования, постройки, эксплуатации кораблей и судов самых разнообразных типов и назначений. Нами создан весомый научно-технический задел, который продолжает наращиваться с поправкой на импортозамещение. В Крыловском государственном научном центре организован Арктический инжиниринговый центр, задача которого — разработка инновационных проектов судов и сооружений для освоения арктического шельфа и развития Северного морского пути.

В рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009 — 2016 гг. по технологическому направлению «Новый облик» выполнен обширный ряд концептуальных проектов почти по всей номенклатуре судов и объектов морской техники высокого ледового класса, которые могут быть практически реализуемы в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Принимая во внимание увеличение грузопотока на Северном морском пути и в Арктике, создан концептуальный проект атомного ледокола-лидера нового поколения мощностью 120 МВт, логически развивающий технологии, достигнутые при создании ледоколов прошлых поколений. В рамках работ поэтому ледоколу проработаны и варианты его создания в трехкорпусном исполнении, что обеспечивает надежную проводку судов шириной до 60 м при повышенных показателях энергоэффективности.

Разработан эскизный проект много функционального атомного ледокола оффшорного типа. В основе проекта лежит концепция судна — унифицирован ной базовой платформы с едиными решениями по расположению оборудования, основных энергетических установок и систем, а также электроэнергетического оборудования и корпуса. Такой подход позволит сократить сроки и стоимость выполнения проектных работ, а также, в зависимости от требований заказчика, установить на судно любое необходимое оборудование

Спрос на новую ледокольную технику возрастает, и здесь очень важно обеспечить непрерывный процесс создания такой техники в соответствии с новыми требованиями заказчика. Необходимо уже в 2016 г. приступить к разработке ледоколов нового поколения с тем, чтобы обеспечить готовность строительства этих востребованных проектов к этапу завершения строительства серии атомных ледоколов ЛК-60Я.

По транспортным судам ледового плавания основной акцент сделан на проработке тех типов, которые пока являются новыми для нашей промышленности. Это, в первую очередь, крупнотоннажные газовозы СПГ высоких ледовых категорий, а также контейнеровозы, сухогрузы и другие транспортные суда.

Разработан типовой ряд проектов добычных платформ с учетом особенностей осваиваемых акваторий: по удаленности, глубинам, характеристикам грунтов, сейсмической, гидрометеорологической и ледовой обстановке, по возможностям отгрузки и транспортировки.

Спроектирован ряд технических и других вспомогательных судов.

Актуальность многих работ и значимость полученных результатов подтверждена потенциальными потребителями — нефтегазодобывающими компаниями.

Тяжелые ледовые условия в большинстве регионов арктического шельфа не позволяют за один сезон завершить бурение разведочной скважины с использованием существующих типов буровых платформ и судов. Это существенно удлиняет этап геологоразведочных работ и делает невозможным решение поставленной перед нефтегазовыми компаниями задачи в установленные сроки. Для решения таких задач Крыловским государственным научным центром разработан концептуальный проект морского бурового судна высокого ледового класса Arc7 для эффективного выполнения поисково-разведочного бурения на арктических акваториях, где сегодня не сможет работать ни одно из существующих в мире буровых судов. Его эксплуатация, в том числе в районах, даже отдаленных от баз снабжения, обеспечит возможность максимального продления бурового сезона в Арктике. Исходя из реальных условий, проработаны возможности импортозамещения входящего в него основного судового и технологического оборудования.

Очевидно, что судостроительная отрасль Российской Федерации, при условии консолидации научно- технологического потенциала, в состоянии выполнить поставленные перед ней амбициозные планы по освоению арктической зоны. По нашей оценке, на сегодняшний день наиболее актуальными задачами судостроения, требующими обязательного решения, являются:

  • создание комплексного опережающего научно-технического задела по основным направлениям судостроения, что должно позволить обеспечить его реализуемость в перспективных судостроительных проектах;
  • развитие инжиниринга, определяющего ускоренный рост выпуска инновационной продукции и проектирование под заданную стоимость, что повышает конкурентоспособность, серийность, использование отечественной интеллектуальной собственности;
  • импортозамещение и локализация производства, комплектующего судового оборудования;
  • оптимальное планирование развития производственных мощностей судостроительных предприятий с учетом обеспечения их долгосрочной загрузки и достижения экономической эффективности;
  • реализация системы сопровождения жизненного цикла продукции судостроения, включающей организационное развитие отрасли, сервисное обслуживание, программы утилизации и т. п.

Хотел бы в этой связи обратить внимание на совещание по вопросу формирования Совета главных конструкторов по судовому машиностроению и приборостроению, которое в октябре провел заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Александр Потапов с участием руководителей ведущих организаций и предприятий отечественного судостроения. Принципиальное решение о создании Совета главных конструкторов по судовому машиностроению и приборостроению было принято Морской коллегией при Правительстве Российской Федерации в середине 2015 г. Что это даст? Во-первых, возможность эффективно выстраивать в отрасли единую научно- техническую политику. И во-вторых, обеспечить столь необходимые особенно сейчас стандартизацию и унификацию продукции судового машиностроения и приборостроения.

Ведь на основе предложений упомянутого Совета главных конструкторов министерство промышленности и торговли Российской Федерации будет принимать стратегические решения по развитию судостроительной промышленности и повышению эффективности ее работы, в том числе и на арктическом направлении. Крыловский государственный научный центр определен головной научной организацией в области судового машиностроения и приборостроения, на базе которого будет функционировать Совет главных конструкторов.

Одним из важнейших документов в этой связи могла бы стать «Программа развития арктической зоны Российской Федерации на период до 2030 г.», над формированием которой сейчас работает Крыловский государственный научный центр. Ее целью является проведение комплекса научных исследований в обеспечение развития Северного морского пути, освоения арктических шельфовых месторождений, снабжения северных территорий и арктических баз вооруженных сил Российской Федерации, проведения экологических исследований и мер природоохранной деятельности.

Комплекс планируемых исследований в рамках такой программы даст возможность, по нашим оценкам, решить целый ряд проблем развития чрезвычайно чувствительной арктической зоны. Прежде всего, наша страна упрочит лидирующие позиции в ее исследовании и освоении, а также создании систем арктического морского транспорта. По мере реализации такой комплексной программы будут разработаны новые прорывные технологии, имеющие отношение не только к созданию следующих поколений морской техники, но и к очистке территорий островов, прибрежных зон и акваторий арктических морей от загрязнений, развитию эффективной системы экологического мониторинга и аварийно-спасательного обеспечения на трассе Севморпути.

Статья размещена в журнале Оборонно-промышленный потенциал. Выпуск № 1 (2016)

Возврат к списку

Далее: Аэродинамическая и ландшафтная труба Крыловского центра. Репортаж