В последнее время многие страны выказывают растущий интерес к Арктическому региону и его освоению. Среди них не только примыкающие к Северному Ледовитому океану, но и не имеющие непосредственного выхода к нему. Повышенное внимание к Арктике наблюдается и со стороны международных организаций, таких как НАТО и ЕС.
Это вызвано тем, что в регионе находится примерно 25 процентов мировых неразведанных запасов углеводородов. Весьма перспективным для развития грузового сообщения Европы и Азии является Северный морской путь. Важное военное значение Арктики состоит в том, что через нее проходят кратчайшие траектории полета баллистических ракет в любое полушарие Земли. К примеру, с подводных позиций в
Для парирования возможных угроз безопасности России и наращивания военного потенциала страны в Арктике, который существенно снизился за последние два десятилетия по сравнению с суммарными возможностями США и НАТО, руководством РФ принято решение по восстановлению военной инфраструктуры в высоких широтах.
Как сообщил заместитель министра обороны РФ Дмитрий Булгаков, к Новому году будут завершены и обустроены 437 объектов для размещения формируемых воинских частей в поселке Рогачево (архипелаг Новая Земля), на островах Земля Александры (Земля
Дмитрий Булгаков отметил активное участие Минобороны в V международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», который прошел в
По словам замминистра, повышение роли региона для дальнейшего экономического развития и обеспечения безопасности России от широкого спектра потенциальных угроз обусловливает необходимость нашего постоянного военного присутствия. Однако Россия не ведет милитаризацию Арктики.
Обустройство шести российских военных баз в Арктике практически завершено, сообщил высокопоставленный источник в Генштабе. Речь идет об объектах, развернутых на островах Котельный, Земля Александры, Средний, Врангеля, в поселке Рогачево и на мысе Шмидта. Инфраструктура включает
В 2016 году военные продолжат строить и совершенствовать арктическую инфраструктуру, а также комплектовать группировки войск на севере личным составом, вооружением и техникой. «Усиление группировок в арктической зоне планируется завершить к концу 2016 года, в течение
Россия в 2015 году сформировала и развернула в Арктике два отдельных зенитных ракетных полка, оснащенных ЗРС
Кроме того, береговые ракетные, зенитные ракетные и
Строительством военной инфраструктуры в Арктике Россия активно занимается все последние годы. В конце
На Северном флоте заступил на боевое дежурство по охране государственной границы новый зенитный ракетный полк Кольского соединения ПВО. Он сформирован и постоянно дислоцируется на архипелаге Новая Земля. На его вооружении стоят модернизированные зенитные ракетные комплексы
ЗРК, дислоцирующийся на Новой Земле, стал первой полноценной воинской частью Северного флота, сформированной на островах Северного Ледовитого океана. До этого времени на арктических архипелагах формировались только отдельные подразделения и группы.
В регионе постоянно нужны ледоколы. И здесь у России есть необходимый
Как сообщил ТАСС генеральный директор — главный конструктор
При максимальной осадке 10,5 метра ледопроходимость составляет 2,8–3 метра, что позволяет ледоколу работать в восточном районе Арктики круглогодично. Благодаря примененным в проекте 22220 техническим решениям новые атомоходы способны заменить сразу два типа ледоколов — морские проекта 10521 («Ямал», «50 лет Победы») и мелкосидящие проекта 10580 («Таймыр», «Вайгач»).
Кроме того, в ЦКБ «Айсберг» разрабатывается плавучий атомный энергоблок проекта 20870 «Академик Ломоносов», который планируется разместить в поселке Певек Чукотского автономного округа в составе плавучей атомной теплоэлектростанции. Данный проект является инновационным, не имеющим аналогов в мире. Плавучая атомная электростанция должна проработать не менее 40 лет.
В ЦКБ «Айсберг» также создается самый мощный в мире атомный ледокол проекта 10510 (
максимальная ледопроходимость — 4,3 метра, а при толщине льда два метра ледокол способен проводить транспорты со скоростью свыше 11 узлов, тем самым обеспечивая экономически эффективную скорость движения по трассам Севморпути. Благодаря «Лидеру» СМП может быть превращен в постоянно действующую магистраль. Проводку судов обеспечат круглый год по расписанию в независимости от погодных условий и ледовой обстановки. «Лидер» будет незаменим при вывозе углеводородов с ямальских месторождений в страны
В совместной работе с Крыловским государственным научным центром (КГНЦ) уже подготовлен концептуальный проект ледокола, проведены испытания в опытовом бассейне. Ожидается, что с 2016 по
Макет ледокола «Лидер» проекта 10510 был представлен на V международном форуме «Арктика: настоящее и будущее». Как сообщили представители КГНЦ, проработаны варианты создания ледокола в трехкорпусном исполнении, что обеспечит надежную проводку судов шириной до 60 метров при повышенных показателях энергоэффективности.
Федеральная целевая программа «Развитие морской гражданской техники» на 2009–2016 годы включает в себя работу над эскизным проектом и первый этап испытаний модели подобного корабля. Данные мероприятия уже были проведены специалистами ЦКБ «Айсберг» и Крыловского центра. Заказчик — ФГУП «Атомфлот» остался доволен результатами.
Кроме «Лидера» на стенде КГНЦ были установлены макеты других разработок предприятия, в том числе транспорта снабжения проекта 22420, бурового судна проекта БС035 и мелкосидящего ледокола проекта 22740.
Еще один образец, разрабатываемый ЦКБ «Айсберг», — многофункциональный атомный ледокол офшорного типа мощностью 40 МВт (проект 10570). Здесь была применена концепция создания судна — унифицированной базовой платформы с выполнением различных комплектаций, имеющих идентичные решения по общей компоновке, корпусу, энергетической установке,
На базе единой платформы могут быть созданы различные варианты ледокола: многофункциональный атомный с малой осадкой; снабженец; снабженец с функциями буксировки и якорезаводки; инспекционный, технического обслуживания и ремонта подводных нефтегазодобывающих сооружений; для стимуляции добычи углеводородов; для проведения сейсмоисследований по поиску нефтегазовых месторождений. Конкретная комплектация каждого варианта может быть уточнена по требованиям заказчика.
Есть задел новых патрульных судов для Арктики. В частности, как сообщил начальник — главный конструктор центрального конструкторского бюро «Балтсудопроект» Андрей Обухов, разработан проект корабля, позволяющего выполнять все функции по защите ресурсов РФ в высокоширотных районах. Проекту пока не присвоен номер. Несколько вариантов находится на рассмотрении в Министерстве обороны РФ. Если на данные корабли поступит заказ, их строительство может начаться в 2017–2018 годах на судостроительном заводе «Пела» в Ленинградской области.
Доставку грузов в Арктике обеспечит атомный
«Севморпуть» может быть использован для выполнения различных задач, в том числе в интересах транспортной безопасности, поскольку является судном ледового класса, способным перевозить грузы любых габаритов.
Модернизация лихтеровоза началась в декабре 2013 года по заказу ФГУП «Атомфлот». Судно восстанавливается с учетом высоких современных требований по ядерной и экологической безопасности, с применением новейшего оборудования для обеспечения строительства и модернизации инфраструктуры аэродромов и портов в различных регионах Крайнего Севера.
«Севморпуть» проекта 10081 — единственное российское
Водоизмещение лихтеровоза — 61 880 тонн, длина — 260 метров, мощность главного турбозубчатого агрегата — 29 420 кВт, скорость полного хода — 20,8 узла. Судно может перевозить 74 лихтера грузоподъемностью по 300 тонн либо 1328 контейнеров.
Как было заявлено в ходе секционных заседаний форума «Арктика: настоящее и будущее», весьма тяжелое положение сегодня сложилось с авиапарком, обеспечивающим полеты в условиях Крайнего Севера. Тем не менее Россия планирует использовать в Арктике самолеты
«У нас заканчивается ресурс у авиации, которая способна летать в условиях Арктики. Это старые машины семейства Антонова. На смену им должны прийти новые самолеты семейства Ильюшина. Прежде всего мы рассчитываем на
Получит развитие и вертолетная техника, способная обслуживать шельфовые платформы. Это прежде всего доказавшие свою неприхотливость и уникальную работоспособность в Арктике
В интересах Минобороны РФ будет создан специальный аэростат грузоподъемностью 16 тонн, приспособленный к условиям Арктики, отметил коммерческий директор разработавшей проект компании «Авгуръ РосАэроСистемы» Михаил Талесников. Утверждается, что аэростат сможет выдерживать температуры до минус 55 градусов по Цельсию, ветер до 30
Холдинг «Авгуръ РосАэроСистемы» разработал две модификации таких аэростатов —
Министерство обороны РФ и, в частности, ВМФ проявляют интерес к арктическому вездеходу
В настоящее время годовой выпуск вездеходов составляет от 50 до 100 единиц. Существует модификация грузовой платформы со свободной планировкой, которая может быть адаптирована под требования Минобороны. «Мы готовы поставить для военных вездеход с интегрированным модулем, созданным под требования заказчика для северных широт России», — подчеркнули на Курганмашзаводе.
Совместное
Большое достоинство снегоболотохода — хорошо налаженные сервис и логистика. Поломка
Несмотря на то, что снегоболотоход стоит достаточно дорого, он, по оценкам экспертов, оправдывает себя и по параметру
Окончание года ознаменовалось передачей Минобороны РФ первого вертолета для арктических условий
Вертолет
Повысить эффективность пилотирования и точность навигации вертолета в местности, где мало ориентиров, в условиях полярной ночи позволяют цифровой автопилот и несколько систем навигации, в частности дублированная спутниковая, а также цифровая навигационная система со встроенным генератором карт и бесплатформенной инерциальной системой, позволяющей определить текущие координаты вертолета без спутниковых сигналов. На машине установлены система наблюдения за воздушной обстановкой для контроля в условиях низкой видимости за местоположением других воздушных судов и поисковый радиопеленгатор для поиска терпящих бедствие людей и техники.
Оригинал статьи размещен на сайте ВПК