Вопреки популярной в недалеком прошлом версии, в тридцатые годы руководители СССР готовили страну к предстоящей войне. Например, были увеличены сроки действительной военной службы, к 1941 году четверть советского промышленного потенциала работала на оборону.
В этой обстановке в 1939 году и был создан
Однако в предвоенное время становление института проходило трудно. В буклете, изданном Крыловским центром к
К слову, в
С первых дней войны многие сотрудники
Последняя в 1941 году баржа с эвакуированными специалистами и оборудованием вышла из ковша Новой Голландии, где тогда находился Институт, 30 августа. Как вспоминал потом ветеран предприятия
В Ленинграде осталась небольшая группа под руководством директора Виктора Першина. Невзирая на все трудности, они продолжали работать. На базе дизельной, электротехнической и гидравлической лабораторий организовали мастерскую по ремонту двигателей торпедных катеров. Не менее важной задачей, с которой также успешно справился Институт, был перевод двигателей зарубежного производства на отечественные сорта топлива и смазочного масла.
Огромное значение имели изготовленные по разработанным в Ленинграде чертежам кессоны, который позволяли частично ремонтировать поврежденные корабли без постановки их в док. Эти кессоны несли службу на всех флотах.
24 декабря 1941 года директор отправил эвакуированным в Казань сотрудникам письмо. Виктор Першин пишет не только о том, как и над чем работают их оставшиеся в Ленинграде коллеги. Он рассказывает о жизни в осажденном городе с такими подробностями, разглашать которые в то время было небезопасно. Вот отрывки из письма:
«На улицах очереди, люди часами ожидают, не привезут ли
«Наряду с самоотверженно работающими, твердыми и усидчивыми людьми, у нас в институте выявились лица, ставящие личное самосохранение на первое место. Такие люди изворачиваются с исключительной ловкостью, лишь бы не пойти на фронт, выдумывают десятки разных причин, лишь бы уехать из Ленинграда в Казань. … Прежде мы, занятые с утра до ночи текущими делами, бумагами, телефонами, не изучали, не замечали людей. Война все изменила».
В сталинские времена люди, быстро превратившиеся в «кадры», были сродни винтикам в решавших важные государственные задачи машинах. А уж во время войны — тем более. Но Виктор Першин, в отличие от многих руководителей той эпохи, думает не только о том, как выполнить поставленные перед доверенным ему предприятием задачи, но и о своих подчиненных:
«Вас, безусловно, интересует вопрос о состоянии ваших квартир. Начал было производить проверку квартир уехавших сотрудников, но не закончил. Теперь же сделать это не в состоянии, так как сотрудники института еле двигаются, выше третьего этажа подняться не в состоянии. Если будет улучшено продовольственное положение и люди смогут нормально ходить, произведу поголовную проверку целости жилищ всех эвакуированных в Казань».
… В 1944 году Указом Президиума Верховного СССР Виктор Иванович Першин был награжден Орденом Ленина.
В столице Татарии
При этом сотрудники занимались и хозяйственными делами. Сорок человек постоянно трудились в сельском хозяйстве. В 1942 году, не имея навыков и опыта в этом деле, вырастили неплохой урожай. Одной только капусты почти тридцать тонн. Овощи отправляли в институтскую столовую, их продавали тем коллегам, которые не имели своих огородов.
Еще до завершения Великой Отечественной войны началась реэвакуация Института из Казани в Ленинград. Сразу же возобновилась научная деятельность, начались работы по строительству новой производственной базы на юге оживавшего после блокады города.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1944года «за выдающиеся заслуги в деле развития отечественного кораблестроения, в связи с
Оригинал статьи размещен на сайте Комсомольская правда