Инновационные технологии, разработанные в Крыловском государственном научном центре (КГНЦ), могут существенно снизить вероятность обнаружения российских подводных лодок средствами гидролокации. Об этом на салоне МВМС‑2015 сообщил начальник отделения прочности и конструкции судового корпуса КГНЦ Валерий Шапошников.
По его словам, речь идет о новых многослойных композиционных материалах, структура и состав которых обеспечивают снижение отраженных гидролокационных сигналов от подводной лодки, по которым она может быть обнаружена гидроакустическими средствами. «В настоящее время мы разработали соответствующие технологии и конструкции, которые затем изготовили из композиционных материалов. Эти конструкции могут применяться на подводной технике», — сообщил Шапошников. Как отметил ученый, пока инновационные решения проходят наземные стендовые испытания, включая испытания на прочность.
По его словам, перспектива внедрения новых инновационных решений в конструкции российских подводных лодок весьма реальна. «На сегодняшний день мы очень далеко продвинулись в этом вопросе», — подчеркнул ученый.
В настоящее время в отделении прочности КГНЦ проходят испытания натурные образцы ряда конструкционных компонентов неатомных подводных лодок и, в частности, перо руля, выполненное из композитов специального состава. «Решение по внедрению наших инноваций за конструкторскими бюро, поскольку они отвечают за свои изделия», — сообщил представитель КГНЦ. «Основным преимуществом, которое может быть получено за счет внедрения наших инноваций, является снижение вероятности обнаружения подводного объекта», — подчеркнул он.
Ведя поиск подводной лодки гидроакустическими средствами условный противник не получит отраженного от нее гидроакустического сигнала требуемого уровня, поскольку композиционный материал обладает высокой звукопрозрачностью (звукопоглощением) и, как следствие, не позволяет переотражаться этому сигналу. «Такой эффект обеспечивает разработанная нами очень сложная внутренняя конструкция композиционного материала», — отметил ученый. По его словам, из нового композиционного материала могут изготавливаться и устанавливаться на подводные лодки стабилизаторы, носовые и кормовые рули управления, ограждение рубки, ограждения выдвижных устройств.
Отвечая на вопрос относительно деятельности наших ближайших конкурентов на мировом рынке неатомных подводных лодок в области повышения скрытности подводных объектов, Шапошников отметил, что германские кораблестроители занимаются ею весьма активно, внедряют полученные инновационные решения на лодки проекта 212А и в настоящее время в этой области
По мнению Игоря Селезнёва, заместителя генерального директора по инновационному, стратегическому развитию и научной работе
«За счет различия скорости звука при прохождении разных слоев композита, происходит изменение траектории акустического луча, и он уходит внутрь материала, уменьшая степень отражения», — объяснил принцип работы звукопоглощающих покрытий Селезнев. «На высоких частотах покрытие работает лучше, а на низких его эффективность достаточно невелика», — добавил он. «Любое действие всегда рождает противодействие, и этот процесс никогда не закончится», — подытожил Селезнев.
Оригинал статьи размещен в электронном номере еженедельного журнала «