Модель перспективного тяжелого авианосца проекта 23000Э (шифр «Шторм») представили помощнику Президента РФ по В ТС Владимиру Кожину, директору ФСВТС Александру Фомину и генеральному директору «Рособоронэкспорта» Анатолию Исайкину в ходе МВМС‑2015. Презентация состоялась на стенде Крыловского государственного научного центра (КГНЦ), разработавшего проект.
«Многоцелевой авианосец проекта 23000Э предназначен для ведения боевых действий в дальней морской и океанской зонах, поражения наземных и морских объектов противника, обеспечения боевой устойчивости корабельных группировок флота и прикрытия морского десанта и сил его высадки от ударов и атак средств воздушного нападения противника», — сообщил генеральный директор Крыловского центра Владимир Никитин.
Новый тяжелый авианосец проекта 23000Э имеет полное водоизмещение 95–100 тыс. т, длину 330 м, ширину 40 м и осадку 11 м, скорость полного хода 30 узлов, скорость экономического хода 20 узлов, автономность 120 суток, экипаж 4–5 тыс. человек, мореходность 6–7 баллов.
В качестве главной энергетической установки корабля предложена обычная ГЭУ на органическом топливе. В то же время не исключается ее замена на атомную ГЭУ на последующих этапах проектирования в зависимости от требований заказчика.
Корабль сможет нести мощную авиационную группу в количестве 80–90 единиц летательных корабельных аппаратов различного назначения. Авиационный боезапас на корабле насчитывает 2,5–3 тыс. крылатых ракет и авиабомб.
По словам Никитина, на авианосце предполагается разместить 2 трамплина, 2 электромагнитных катапульты и один аэрофинишер. Прикрытие авианосца от средств воздушного нападения обеспечат 4 боевых модуля зенитного ракетного артиллерийского комплекса. Имеются средства противоторпедной защиты.
В составе радиотехнического вооружения многофункциональная интегрированная радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, интегрированная система радиоэлектронной борьбы, интегрированный комплекс связи.
Как подчеркнул Никитин, данные характеристики авианосца могут изменяться, корректироваться и уточняться в процессе проектирования корабля на каждом этапе работ при выдвижении со стороны заказчика требований по изменению состава вооружения и оснащения.
Стоимость создания головного перспективного авианосца для ВМФ России на данный момент, по предварительным оценкам, составляет около 350 млрд руб. Об этом сообщил высокопоставленный источник в ОПК.
«Если тяжелый авианосец наподобие крыловского „Шторма“ начать строить сегодня, то разработка и создание такого корабля, плюс оружие и самолеты, будут стоить до 350 млрд руб. Естественно, это не единовременный платеж, а программа на десяток лет», — сказал источник на МВМС‑2015 в Петербурге.
Он подчеркнул, что это «теоретическая цена», поскольку реально оценить стоимость авианосца можно будет только после разработки проекта и создании кооперации предприятий, которая будет его стоить. «Это все равно будет минимум пара сотен миллиардов рублей», — добавил представитель ОПК.
«В любом случае это будет очень дорогая программа, так как наш новый авианосец должен быть кораблем не вчерашнего дня, а современным, что, например, предполагает наличие электромагнитных катапульт, которые составят существенную часть общей стоимости», — заключил источник.
Ранее гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов оценивал стоимость тяжелого авианосца для ВМФ России в 200–280 млрд руб.
Атомная энергетическая установка перспективного российского авианосца будет отработана на эсминце проекта 23560 (шифр «Лидер»), заявил источник в судостроительной отрасли. «Сначала атомная энергетическая установка для будущего отечественного авианосца будет отработана на эсминце „Лидер“», — сказал он в ходе салона МВМС‑2015. — Элементы палубы корабля будут отработаны на тренировочном комплексе в Ейске Краснодарского края. Позже будет исследован корпус будущего авианосца».
ВМФ России планирует в перспективе получить новые авианосцы, однако сроки постройки такого корабля пока неизвестны. На флоте полагают, что перспективный авианосец появится не ранее 2030 г.
Что касается эсминца проекта 23560, то его строительство может начаться в 2019 г. — такое заявление сделал главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков в конце июня. Водоизмещение этого корабля, как сообщалось ранее, может составить до 15 тыс. т, он получит на вооружение крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс» либо их модификации, а также морскую версию зенитной ракетной системы С‑500. По данным одного из источников, флот рассчитывает на 12 эсминцев нового типа.
Оригинал статьи размещен в электронном номере еженедельного журнала «