Об авторе: Александр Алексеевич Русецкий — доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Крыловского государственного научного центра, лауреат Ленинской премии.
Возникшая тысячелетия назад корабельная гидродинамика трудами многочисленных ученых превратилась в эффективный теоретический аппарат, позволяющий успешно прогнозировать характеристики корабля. Однако к концу XIX столетия теоретические методы оказались недостаточно эффективными и потребовалось привлечение данных экспериментальных исследований для уточнения результатов, полученных расчетом. Именно поэтому, следуя идеям отца и сына Фруда (Англия), Давида Тейлора (США) и Эмиля Бертена (Франция), во многих странах начали создаваться опытовые бассейны. Главная задача, которая ставилась перед этими экспериментальными установками, — определение сопротивления движению корпуса судна. Эти бассейны стали основой для последующего создания
Долгая предыстория
Базой для создания такого
Именно поэтому в 1916–1917 годах началось проектирование более крупного бассейна, который должен был стать основой для создания предполагаемого комплексного
Однако произошедшие революционные события и последующая Гражданская война отложили проведение этих работ на неопределенный срок. К созданию большого
В конце 1928 года профессором
В 1934 году были начаты подготовительные работы на участке в районе Средней Рогатки. Тем не менее в начале 1935 года запиской заместителя председателя ВСНХ Пятакова строительство было законсервировано, а выбранная площадка заброшена. Однако в результате настойчивых представлений в правительство 27 марта 1936 года было принято решение о возобновлении строительства. К началу 1941 года был выполнен большой объем работ по строительству бассейнов, так что на конец года намечалось начало пусконаладочных работ.
Но начавшаяся Великая Отечественная война привела не только к консервации строительства, но и повреждению построенного и к утрате приобретенного оборудования. Сотрудники института и персонал бассейна были эвакуированы в Казань. Опытовый бассейн в Ленинграде практически прекратил работу.
На пути к «Большому ЦНИИ»
В 1945 году, после победы, ЦНИИ им.
В этот период на основе подразделений гидромеханики, расположенных на старой площадке, было сформировано три отдела — ходкости (
В это же время произошло важное организационное событие. Институт был разделен на три самостоятельных института — Гидромеханики и прочности, Механический и Электротехнический.
Глубоководный и мелководный бассейны вошли в строй в 1952 году. Глубоководный имел длину 672 м, ширину — 15 м и глубину 7 м. Мелководный бассейн: длина — 218 м, ширина — 16 м; глубина регулировалась от нулевой до максимальной, которая определялась высотой бортов. Максимальные скорости буксировки составляли: 10 м/сек. в глубоководном бассейне и 6 м/сек. для мелководного. Вскоре после пуска новых бассейнов со старой площадки на Среднюю Рогатку была перебазирована кавитационная труба.
К моменту пуска основных опытовых бассейнов — глубоководного и мелководного — приступили к проектированию «Большого ЦНИИ», включающего, в частности, ряд гидродинамических лабораторий. Новые границы территории института планировались таким образом, что ее площадь возрастала примерно в шесть раз.
Переезд на Среднюю Рогатку совпал с развертыванием работ по созданию нового поколения кораблей ВМФ, в котором гидромеханики института приняли активное участие. В частности, в обеспечение отработки и расчетов ходкости тяжелого крейсера (проект 82) и эскадренного миноносца (проект 41) были построены
Быстрый ход
Для уточнения эксплуатационных характеристик быстроходных кораблей на Севере
В процессе создания быстроходных кораблей возникли серьезные трудности в части обеспечения заданной скорости хода. Дело в том, что на основе существующей кавитационной трубы нельзя было исследовать кавитационное взаимодействие движителей с корпусом корабля. Решение этого круга проблем осуществлялось коллективом в составе
В составе флота предполагалось участие быстроходных судов с динамическими принципами поддержания. Первоначально для выполнения работ по этому направлению был создан во главе с профессорами
Для обеспечения этих исследований в институте были введены в строй аэродинамическая труба, мореходный бассейн и высокоскоростной циркуляционный бассейн. Наряду с участием в отработке надводных кораблей ВМФ проводились обширные исследования в области гидродинамики подводных лодок, включая разработку методов проектирования малошумных движителей. Проведение этих исследований дало возможность создания эффективных подлодок (ПЛ), и в первую очередь атомных подводных лодок с низким уровнем подводной шумности.
Загрузка гидромеханических подразделений института в этот период была обусловлена главным образом интересами
Тише воды
После распада СССР произошло резкое сокращение объемов госзаказов в области гидромеханики как боевых кораблей, так и гражданских судов. Это привело к резкому падению объема исследований как в практическом проектировании, так и направленных на решение общенаучных задач. Ситуация усугублялась тем, что за рубежом в эти годы бурно развивалась компьютерная гидродинамика, требующая исследователей со специальной подготовкой, привлечение которых в условиях мизерных объемов финансирования было практически невозможно.
В этот период основной упор был сделан на обобщение результатов ранее проведенных опытов и материалов натурных испытаний подводных лодок. В результате были оформлены
Из числа новых работ, выполненных в этот период, следует отметить изучение характеристик транспортных подводных лодок. По некоторым оценкам, потребность в таких транспортных средствах существует для северных районов России.
Необходимо также отметить проведение исследований водометных движителей для ПЛ. Применительно к надводным кораблям и судам транспортного флота были проведены исследования угловых движительных колонок, что позволило организовать их производство в нашей стране.
Малый объем финансирования вынудил институт выполнять работы для иностранных заказчиков. Среди выдающихся работ этого направления следует отметить создание и испытание большой кавитационной трубы для Индии.
Преобразование ЦНИИ им. Академика
Основной целью проектирования гражданских судов является обеспечение безопасности человеческой жизни при эксплуатации как транспортных судов, так и судов, осуществляющих добычу полезных ископаемых. При этом должны быть обеспечены экологическая безопасность (снижены выбросы в атмосферу СО2, NO6 и SO5) и высокий уровень экономичности при эксплуатации. Одновременно следует снизить шумовое воздействие судна на окружающую среду. В долгосрочной перспективе, наряду с отмеченными выше работами, должна быть выполнена корректировка технологий повышения ходовых характеристик. Это прежде всего касается рыболовных судов.
Объем программ исследований в интересах военного кораблестроения включает как требования, обеспечивающие создание совершенных подводных лодок и надводных кораблей, так и повышение эффективности установленных на них орудий и средств защиты от оружия. Применительно к подводным лодкам основной целью всех этапов работ является снижение уровня генерируемого ими подводного шума. Для достижения этой цели предполагается получение информации о физической природе шумоизлучения движителей, направленности их излучения, а также шумах подводной лодки в процессе маневрирования. Все эти вопросы связаны с работами движителей как полного, так и малого хода.
Поскольку одним из основных источников шума является кавитация корпуса и движителей, исследование кавитации — один из основных пунктов планируемых работ. Наряду с кавитацией все составляющие акустического излучения подвержены масштабному эффекту, который также подлежит изучению.
Значительное внимание наряду со снижением шумности должно уделяться повышению эффективности средств противолодочной обороны не только за счет снижения собственной шумности лодки, но и за счет применения активных средств противоторпедной обороны.
В целом реализация перспективного плана работ Крыловского центра — эффективное средство повышения обороноспособности государства и его экономических показателей. Таким образом, формирование этого принципиально нового плана является важной заслугой действующего руководства центра, а его выполнение — важнейшей задачей.
Александр Русецкий
Оригинал статьи размещен на сайте NG.RU.