Наша судостроительная промышленность в состоянии в ближайшие годы внедрить в производство новые отечественные разработки и начать выпуск новых буровых судов, нефтегазовых платформ и другой сложной техники для работы в Арктике.
Буквально на днях стало известно, что «Роснефть» расторгла контракты с норвежским нефтесервисным предприятием Siem Offshore на аренду судов, которые должны были использоваться для разведки арктического шельфа в Карском море. Это произошло
— Как санкции против России повлияли на деятельность вашего предприятия и судостроительной отрасли страны в целом?
— Конечно же, санкции оказывают влияние на работу судостроительной отрасли России и в
И наконец,
— Очевидно, что санкции создают риски для исполнения экспортных контрактов и могут негативно повлиять на процесс модернизации наших предприятий, сделав закупку необходимого оборудования крайне трудной. Как избежать этого?
— Выход из этой непростой ситуации есть. Прежде всего, на мировом рынке соответствующего оборудования представлены страны и высокотехнологические компании, не связанные санкционными обязательствами. Не хочет Запад — будем искать ему замену в других частях света. Например, продукция развитых азиатских государств вполне конкурентоспособна как по технологическим, так и по ценовым параметрам. Россия же в плане ресурсов самодостаточная держава и при должной организации, в том числе международного сотрудничества, способна справиться с такого рода проблемами.
— Если говорить о номенклатуре, то где зависимость нашего судостроения от импортных поставок ощущается наиболее остро и как ее можно преодолеть?
— Наша зависимость от таких поставок не критична для процесса создания самого современного вооружения и военной техники. И это крайне важно в обеспечении национальной безопасности страны. Если же говорить о гражданском судостроении, то мы используем импортное судовое комплектующее оборудование, в частности некоторые агрегаты, двигатели. То есть то, что связано с движением судна. И кроме того, специализированное технологическое оборудование для буровых и эксплуатационных морских платформ. Но проблемы с возможностями его поставок создают мощный стимул для развития отечественного машиностроения. Первым шагом на пути преодоления воздействия санкций, по нашему мнению, является заинтересованность и соответствующая воля российских заказчиков — нефтегазовых компаний, работающих в морском секторе. Комплексы систем, устройств, вооружения надводных и подводных кораблей, создаваемых в нашей стране, по крайней мере не проще, чем специализированное нефтегазовое оборудование. Поэтому многое может быть сделано на российских предприятиях, в том числе судостроительной промышленности. Раньше же мы делали, значит, сможем сделать и сейчас.
— Хорошо известно, что мы очень сильно зависим от Украины в части поставок морских газотурбинных двигателей, которые устанавливаются на наши надводные корабли, в частности на фрегаты. Николаевское предприятие
— Конечно нет. Использовать атомные реакторы очень дорого и далеко не на все виды кораблей их нужно устанавливать. И потом, зависимость от Украины не столь уж непреодолима. Думаю, украинские двигатели наша промышленность в обозримой перспективе сможет заменить. Через
— Недавно была принята новая стратегия развития Крыловского центра до 2020 года. Какие цели ставятся перед вашим предприятием?
— Новая стратегия полностью отражает нашу роль как ведущего отраслевого научного центра. Мы отдаем себе отчет в том, что основной вклад в эффективность современного боевого корабля вносит его оружие и радиоэлектронные системы. Именно в этих направлениях мы вместе с военными моряками и нашими традиционными научными и промышленными партнерами будем работать. Понимание того, каким должен быть наш флот, у командования ВМФ есть. Полагаю, вся ситуация будет развиваться по пути дальнейшей унификации всех кораблей, которые мы проектируем и строим. Она необходима для того, чтобы снизить стоимость жизненного цикла. Это основной тренд, главный путь снижения издержек в военном кораблестроении. То есть произойдет сокращение видов и типов кораблей и судов, а также глубокая унификация в этих типовых рядах. Грубо говоря, останется один тип корвета, один — фрегата, один — эсминца. Причем на универсальной платформе. Глубокая унификация будет и во внутренних системах кораблей, судовых механизмах, системах вооружений.
Что касается гражданского судостроения, то мы также остаемся ведущей научной организацией этой отрасли, активно участвуем в реализации принятой государственной программы «Развитие судостроения на 2013–2030 годы». Цели создания отраслевого
В отличие от действовавшей ранее системы создания
Средства, необходимые для решения этих задач, в госпрограмму заложены. Мы планируем увеличение собственных работ, но без существенного изменения числа работников.
Мы намерены ввести в эксплуатацию сразу несколько новых объектов
В сочетании с разработкой новой методологии выполнения исследовательских и проектных работ, а также с развитием кооперации с другими предприятиями судостроения и смежных отраслей это может дать синергетический эффект в решении очень многих крупных научных проблем.
— Мировой рынок
— Темпы роста
Поэтому нынешние темы роста не вызывают удивления, а для российской промышленности должны быть еще выше. Ведь существенно возрастает потребность в специальных технических сооружениях и морской технике для работы в арктических условиях,
— Российский рынок
— Крыловский научный центр традиционно специализируется в области гидродинамики, прочности и вибрации, судовой акустики и электромагнетизма, в решении общепроектных вопросов, разработке перспективных судостроительных программ. Кроме нас отраслевой наукой предметно занимаются в Центре технологии судостроения и судоремонта, базовых
В последние годы доля Крыловского научного центра увеличивается за счет включения в его структуру ЦНИИ судовой электротехники, а также развития проектной составляющей на базе специализированного подразделения — ЦКБ «Балтсудопроект». Однако перспективы повышения компетенции КГНЦ и его доли на российском рынке связаны прежде всего с развитием нашего центра как отраслевого системного интегратора. Сегодня наиболее востребованы рынком комплексные технические решения и проекты «под ключ».
Мы обладаем развитой и во многом уникальной
— Какие работы вы ведете по шельфовой тематике? Какой задел здесь создается?
— Мы разработали проект нового бурового судна с различными типами энергетических установок для эксплуатации в Арктике в глубоководных акваториях континентального шельфа. Оно может работать в районах, отдаленных от баз снабжения. Кроме того, разработана технология создания сборного райзера из полимерных композитов для подводных трубопроводов нефтегазодобывающих комплексов на морском шельфе. Этот райзер обладает повышенным характеристиками по сравнению с тем, что делается из стали. Его долговечность выше почти в 1,7 раза, показатель деформированности — в 3,5 раза, а поглощение вибрации — в семь раз. Есть разработки концептуального проекта самоподъемной плавучей буровой установки для бурения на мелководном шельфе, где глубина составляет от 3 до 21 метра. Ее предполагается использовать в безледовый период в
— Если говорить непосредственно о научных исследованиях в гражданском судостроении, то какие направления здесь приоритетны? Какие задачи ставятся?
— Самая главная задача — максимально снизить стоимость перевозки грузов. Чем дешевле тебе обходится транспортировка тонны груза, тем больше ты конкурентоспособен. Поэтому ключевое направление здесь — сбережение энергии, разработка и внедрение энергоэффективных технологий, повышение КПД. При этом необходимо повысить качество и срок службы систем, которые обеспечивают жизнь корабля, сделать так, чтобы эти системы жили как можно дольше, меньше было ремонтов. Мы понимаем, что очень большую роль здесь будут играть композиты. Их доля будет увеличиваться, особенно там, где требуются высокие прочностные характеристики.
— США отказались от многолетней концепции ведения двух войн одновременно. Вместо этого принята новая концепция «Морская мощь 21», предусматривающая распределенную по Мировому океану сеть систем обнаружения, боевых систем и десантных сил. Каким, на ваш взгляд, может быть ответ России?
— Новая американская программа «Морская мощь 21», основанная на концепции перспективных сетецентрических войн, предполагает прежде всего существенное усиление
— Но несмотря на смену доктрины, американцы продолжают строить большие авианесущие группировки, которые есть не что иное, как проекция военной силы в отдаленных районах планеты. Мы же авианосцы не проектируем. Это связано с тем, что общий уровень технологий у нас недостаточно высок?
— Нельзя сказать, что отставание было бы
— В России сейчас подготовлена долгосрочная программа военного кораблестроения до 2050 года, в соответствии с которой предполагается построить более 600 всевозможных надводных кораблей, подводных лодок, судов обеспечения и прочих. По сути она определяет структуру и состав будущего ВМФ России. Насколько адекватна эта программа тем вызовам и угрозам, которые стоят перед страной?
— Действительно, впервые в отечественной истории принята программа военного кораблестроения на столь длительный период. Она предполагает строительство принципиально новых, унифицированных морских боевых систем, которые по своим
— Каковы основные тенденции в мировом военном кораблестроении, в том числе технические?
— На пороге нынешнего столетия обстановка в Мировом океане резко изменилась. Растет интерес ведущих держав планеты к перераспределению морских акваторий для промышленного освоения их природных ресурсов. Все это требует постоянного развития и совершенствования морских систем вооружения для поддержания на должном уровне ВМФ России. Сегодня для военного кораблестроения исключительно актуальны исследования и разработки модульных вариантов кораблей и оснащения их самым разнообразным вооружением: ударным, противовоздушным, противолодочным, противоминным, противодиверсионным,
Определяющим в облике новых кораблей для российского ВМФ станет их способность к взаимодействию с другими видами Вооруженных сил. Кроме того, важное значение придается созданию морских систем с беспилотными, безэкипажными аппаратами, катерами, решающими задачи во всех средах как самостоятельно, так и во взаимодействии между собой и с
Алексей Хазбиев «Эксперт» №50 (927) 07 дек 2014, 13:26
Фото Алексашина. Съемка Олега Сердечникова.
Оригинал статьи размещен на сайте expert.ru.