Россия может выходить на международный рынок с уникальными разработками и услугами. Таковы итоги исследований и достижений за последние пять лет, подведенные Крыловским государственным научным центром в год празднования своего
Восьмого марта 1894 года принято считать днем основания Крыловского центра. Именно в этот день на острове Новая Голландия в
По словам заместителя генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Олега ТИМОФЕЕВА, последние пять лет стали для института знаковыми — после тяжелых
Напомним, что в конце
Освоение шельфа
В связи с активностью России на арктическом шельфе институту пришлось осваивать новое для себя направление, связанное с добычей углеводородов в экстремальных условиях. Цена вопроса и сложность таких добывающих комплексов зачастую превышает стоимость атомной подводной лодки, и такие проекты требуют знаний, которые поначалу «собирали по всему миру».
Так, например, был создан стеклопластиковый райзер (гибкая глубоководная труба протяженностью до 2 км, которая соединяет подводный добывающий комплекс с платформой). Ученым удалось создать сборные стеклопластиковые трубопроводы, которые по своим характеристикам в разы превосходят зарубежные аналоги: по повышению деформативности — в 3,5 раза, по долговечности — в 1,7, по вибропоглощению — в 7 раз. При этом они стоят на 15% меньше по сравнению с титановыми и гибкими металлополимерными райзерами.
Сложившийся дисбаланс между импортной и отечественной техникой и оборудованием в этом секторе нефтегазовой отрасли может быть преодолен за счет научного задела, созданного российскими институтами, утверждает Олег Тимофеев.
В одном из отделений Крыловского центра создана установка, позволяющая в натурных условиях испытывать элементы подводных трубопроводов на внешнее давление,
Другое важнейшее направление, связанное с освоением шельфа, — создание ледоколов нового типа. Северный морской путь должен стать круглогодичной международной магистралью, успешность которой может обеспечить только высокий уровень безопасности ледовой проводки крупнотоннажных судов. Это требует прокладки значительно более широкого ледового канала — от 28–30 м (что обеспечивается существующими атомными ледоколами) до 50–60 м. И такой ледокол предложен. Он способен создавать во льду канал требуемой ширины, обеспечивать необходимые показатели ледовой ходкости, управляемости и прочности ледоколов. Разрабатывается нормативная база для создания ледоколов этого типа.
Еще одно направление, которое интенсивно развивается во всем мире, но является новым для Крыловского центра, — тренажерный комплекс для подготовки экипажей обитаемых подводных аппаратов и персонала, управляющего необитаемыми аппаратами, при выполнении
Также создан и успешно эксплуатируется тренажерный комплекс для надводной техники — для отработки методологии таких сложных и нетиповых работ, как буксировка в различной ледовой обстановке и выполнение монтажных работ, подход к платформе и
Институт традиционно является одним из лидеров развития ледотехники: здесь проводится изучение взаимодействия различных сооружений со льдом, новые исследования в области конструкций платформ и ледоколов.
Уже около трех лет в Крыловском центре работает суперкомпьютер. Он позволяет заменять некоторые модельные и даже натурные испытания. Эта технология требует нового уровня знания вычислительной техники, самой тематики. С ней работают молодые исследователи.
Новый облик
Западные санкции против России коснулись и глубоководного бурения. Это вынудило нефтегазовые компании повернуться лицом к отечественным разработчикам. Ведутся переговоры, ученые Крыловского центра предлагают различные варианты концепции нового типа разведочной буровой установки.
Одной из особенностей российского побережья Арктики является мелководье. При этом сезон открытой воды, подходящий для бурения, очень короткий (3–4 месяца). Единственная плавучая погружная буровая установка «Обская», работающая в этих условиях, далека от совершенства. Задачу предстоит решить ученым института.
Практически разработан технический проект разведочной платформы, имеющей транспортную осадку всего 1,6 м. Установка позволит бурить в слабых грунтах, на глубинах от 3 м до 21 м. Другое радикально новое предложение — буровая платформа на воздушной подушке, позволяющая организовать бурение в прибрежных районах арктического шельфа с предельно малыми глубинами (от 0 до 3–4 м), в местах, где установки других типов не могут быть использованы
На сегодня в институте и смежных организациях создано несколько десятков новых концептуальных проектов. За время реализации программы изменилось само наполнение термина «концептуальный проект». Сегодня комплект документации этого этапа работ доходит до 200 документов. Это — глубокая проработка, которая показывает не только техническую реализуемость предлагаемого объекта, но и оценивает экономику, позволяет выбрать технологию, обеспечивает переход к техническому и рабочему проектированию.
Судовое машиностроение и энергетика
В институте традиционно ведутся работы в направлении развития ядерной энергетики, радиационной безопасности. С интеграцией в состав Крыловского центра ЦНИИ судовой электротехники новым стало направление исследований в нише создания электротехнических генераторов, их использования в подводной и надводной технике, разработки технологии судовых гибридных электроэнергетических установок мощностью 250–2500 кВт на основе высокотемпературных электрохимических генераторов. Их применение позволит до 70% увеличить КПД топлива в энергоустановках судов малого и среднего тоннажа. При этом количество выделяемых продуктов сгорания — ниже перспективных норм для двигателей внутреннего сгорания.
Предстоит решить и такую задачу как дальнейшее использование газовых турбин в морской технике — это всегда было проблематичным. Учеными предложены технические решения изготовления нового поколения высокоэффективных систем для очистки морского воздуха, поступающего в газотурбинные энергетические установки. Система обеспечивает очистку воздуха от солей морской воды до показателя 0,01 мг соли/кг воздуха, от твердых частиц — до 0,3 мг пыли/кг воздуха. Конструкция системы очистки обеспечивает ее эксплуатацию при температурах очищаемого воздуха от +50 °С до -25 °С.
Системные исследования и развитие
Чтобы устранить одно из препятствий при выходе страны на международный рынок кораблестроения — несовместимость нормативных баз, — ведется работа по гармонизации технических требований, правил и норм в судостроении Российской Федерации с международными и европейскими стандартами.
В течение последних лет огромные средства выделялись на капитальное строительство и техническое перевооружение
Завершается строительство ландшафтной аэродинамической трубы — это совершенно новый для России сектор рынка: продувка зданий и целых кварталов, мостов
В 2015–2016 годах откроется
Один из самых ожидаемых новых объектов — универсальный оффшорный бассейн:
Ирина Кравцова
Поздравляем ФГУП «Крыловский государственный научный центр» со
Многолетние, начавшиеся буквально с первых лет существования журнала партнерские отношения с Крыловским научным центром очень дороги нам, и, надеемся, специалисты института еще не раз выступят на страницах «Морского бизнеса» и как авторы интереснейших статей, и как эксперты по самому широкому кругу тем, касающихся отечественного и мирового судостроения.
С юбилеем!
Редакция журнала «Морской бизнес