22 марта Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) открыл свои двери для журналистов, чтобы показать, как именно обеспечивает научное обеспечение разработок для министерства обороны. Корреспондент Sudostroenie.info также посетил мероприятие, чтобы поделиться впечатлениями от увиденного.
Дата 22 марта была выбрана не случайно, в этот день исполняется годовщина присвоения институту имени академика Алексея Николаевича Крылова. КГНЦ ведёт свою историю с конца XIX века. «Крыловцы» называют свой центр первым государственным научным учреждением Российской империи.
Экскурсия начинается с мастерской, где изготавливаются модели судов и кораблей для испытаний в опытовом бассейне. В основе такой модели находится деревянная конструкция, обклеенная пенопластом.
Необходимая форма корпуса получается путём обработки фрезой на станке. Далее корпус окрашивается и становится в очередь на испытания в опытовом глубоководном бассейне. На вопрос, можно ли использовать для изготовления моделей 3D-печать, сотрудники центра отвечают отрицательно, поскольку длина моделей достигает 14 м.
А вот и сам бассейн, через который проходят модели всех российских военных кораблей и многих гражданских судов. Здесь проводятся буксировочные и самоходные испытания надводных и подводных моделей, а также испытания гребных винтов и движительных комплексов.
Длина глубоководного опытового бассейна КГНЦ составляет 1324 м (модель может разгоняться до скорости 20 м/с), ширина — 15 м. Глубина достигает 7 м. Опытовые бассейны есть и в других странах — США, Франции, Германии, Нидерландах — однако они значительно уступают российскому по длине (порядка 300-900 м).
Для разгона модели используется специальная тележка. В этот день работала тележка с максимальной скоростью 10м/с. Испытывался один из вариантов корпуса перспективного надводного корабля дальней морской и океанской зоны.
Для определения качеств в тихой спокойной воде перспективный эсминец разгонялся до скорости 2,5 м/с.
Скорость задаётся на пульте управления тележкой. Все параметры фиксируются датчиками и передаются на компьютер оператора. Результатом работы является отчет заказчику о том, насколько форма корпуса может обеспечить ходовые качества корабля или судна.
В этом же бассейне на отдельных стендах испытываются винты и винторулевые колонки. В результате для каждого корабля подбирается свои размеры и форма гребного винта.
Следующая испытательная площадка — ландшафтная аэродинамическая труба. Стенд может использоваться для аэродинамических исследований ландшафтных объектов, высотных зданий, инфраструктурных объектов (здесь продували небезызвестный Крымский мост) и, разумеется, кораблей.
На обдувке в этот день находился макет авианесущего крейсера.
В аэродинамической трубе решается несколько задач. Во-первых, как будет вести себя корабль под ветром различных направлений и силы. Во-вторых, как будет влиять ветер на безопасность полётов авиационной техники для исключения аварийных ситуаций.
Для большей видимости воздушных потоков во время испытаний используется дым.
Одним из самых интересных объектов стал ледовый бассейн КГНЦ. Здесь проводятся исследования ледовой ходкости и маневренности судов и кораблей (при движении в канале за ледоколом).
Длина бассейна составляет 102 м (ледового поля — 80 м), ширина — 10 м, максимальная глубина достигает 4,6 м.
Для формирования слоя льда необходимой толщины в ледовой камере поддерживается минусовая температура (- 6 °С). Холодильники расположены не только по боковым стенкам камеры, но и на потолке.
Поскольку испытания проходят масштабные модели, то и лёд создаётся «в масштабе». Например, в этот день замерялись параметры пробега кормой вперёд арктического грузового судна. Толщина намороженного льда составляла 45 мм, что соответствовало реальному льду толщиной 1,5 м.
Как и в глубоководном бассейне для отслеживания перемещения судна используется тележка. Отличие в том, что объект исследования имеет свои собственные движители, выполненные так же «в масштабе».
Кстати, для создания слоя льда для подобных испытаний требуется порядка двух дней. После прохождения модели весь лёд убирается и намораживается заново.
Именно в этом бассейне проходили испытания отечественных ледоколов, включая проект 10510 «Лидера», танкеры и некоторые промысловые суда.
Ледовый бассейн КГНЦ с удовольствием принимает и морские инженерные сооружения. Например, буровые платформы и опоры мостов. При этом используется принцип обращённого движения: замеряются параметры прохождения сооружения через лёд.
Изюминка ледового бассейна — прозрачное дно, которое позволяет наглядно увидеть работу винторулевого комплекса.
Такая наглядная картина позволяет получить гораздо больше информации, чем любая компьютерная модель. К тому же, это ещё и очень захватывающее зрелище.
Иточник: Sudostroenie.info