Вы используете устаревший браузер, который не поддерживает такие современные технологии как HTML5 и CSS3, используемые на этом сайте.
Просьба воспользоваться современным браузером Chrome, Opera, Firefox

Крыловский научный центр завершил моделирование морской транспортной системы вывоза нефти с Ямала

27 октября 2015

Специалисты ФГУП «Крыловского государственного научного центра» (КГНЦ) по заказу ООО «Газпром нефть Новый Порт» разработали компьютерную имитационную модель системы морской транспортировки нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного на полуострове Ямал в тяжелых природных условиях заполярья.

Большую часть года движение судов происходит по 500-километровому ледовому каналу в неподвижном припайном льду Обской губы с толщиной более двух метров. Открытую часть Карского моря в некоторые месяцы практически полностью покрывают дрейфующие льды.

Цель исследования состояла в определении расходов на перевозку нефти в разных ледовых условиях в соответствии с планом наращивания поставок. Также необходимо было определить один из ключевых параметров — объем берегового хранилища, достаточный в ледовых условиях разной степени тяжести. «Перелив» хранилища должен быть исключен.

Для решения этой задачи с учетом такого нестационарного фактора как лед была применена технология имитационного моделирования. Программное решение, созданное специалистами КГНЦ, объединяет под единым интерфейсом модули судостроительных расчетов, ГИС-среду и логистическую имитационную модель, построенную в AnyLogic. Имитационная модель воспроизводит динамику наполнения берегового хранилища, логику движения и взаимодействия судов в «вероятностных» погодных условиях и с учетом смерзания ледового канала.

«Мы одними из первых в России применили современное агентное имитационное моделирование для исследования работы арктического флота, — говорит Олег Таровик, научный сотрудник Крыловского ГНЦ. — Безусловно, некоторые задачи можно решить, используя модели других типов или эмпирические оценки, но ряд ответов можно получить только с помощью агентного имитационного моделирования. Такой подход позволяет учитывать не только время-зависимые и вероятностные факторы, но и логику взаимодействия судов. Например, корректное определение вместимости берегового хранилища возможно только с помощью имитационной модели».

Исследование транспортной системы Новопортовского месторождения заняло около полугода. По результатам моделирования было установлено, что требуемое число ледовых каналов в припае составит от 4-х до 7-ми в зависимости от тяжести ледовых условий. Исследования также позволили определить, что в легких, средних и тяжёлых ледовых условиях при грузопотоке 6 млн.т. достаточен объем берегового хранилища в 200 тыс.м3. Привлечение ледокола необходимо только в тяжелые зимы, а в легких и средних ледовых условиях танкеры могут двигаться самостоятельно.

Помимо проекта «Новый Порт» в Крыловском ГНЦ выполнили еще ряд проектов по исследованию работы судов и ледоколов с использованием технологии имитационного моделирования. «Технические решения, закладываемые на ранних стадиях проекта, во многом определяют его экономическую эффективность в дальнейшем — говорит Олег Таровик. — Такие решения впоследствии очень трудно изменить. Поэтому применение имитационного моделирования совершенно оправдано, в особенности — для сложных и нетипичных транспортных систем. Проект Новопортовского месторождения позволил нам полностью в этом убедиться».


Возврат к списку

Далее: Торжественная церемония открытия закладного камня на площади академика Пашина