Вы используете устаревший браузер, который не поддерживает такие современные технологии как HTML5 и CSS3, используемые на этом сайте.
Просьба воспользоваться современным браузером Chrome, Opera, Firefox

Научный флот для высоких широт

23 сентября 2015

Неуклонно увеличивающаяся роль Мирового океана в жизни человека предопределяет необходимость его рационального использования, а это, в свою очередь, требует комплексных знаний о нем. В последние годы океан стал крупным источником биологических и минеральных ресурсов, важнейшей транспортной системой планеты, местом отдыха тысяч туристов, местом сброса отходов производства и жизнедеятельности человека.

Тоннаж науки

Особенно интенсивное освоение и изучение Мирового океана началось в конце 40-х — начале 50-х годов ХХ века. До 60-х годов исследования проводились в основном с помощью неспециализированных судов. Для этой цели привлекались, после незначительного дооборудования, пассажирские, транспортные и прочие корабли. С течением времени потребовались более точные измерения, увеличились их номенклатура и комплексность, появились требования к обработке собранной информации в ходе эксперимента. Все это привело к усложнению научного оборудования и к необходимости создания специально спроектированных научно-исследовательских судов (НИС).

Для нашей страны актуальной стала и такая разновидность научных судов, как научно-экспедиционные суда (НЭС). Основная особенность НЭС в том, что они сочетают функции собственно НИС и транспортного судна, обеспечивающего доставку и выгрузку полезных грузов и научной экспедиции в районе проведения исследований.

Общее количество эксплуатирующихся в настоящее время НИС водоизмещением более 250 т составляет около 1тыс. единиц. Владеют этими судами более 70 государств. Самый многочисленный научный флот в мире имеют США (свыше 170 судов), Япония (около 100), десятки научно-исследовательских судов имеют Великобритания, Франция, Канада, Германия, Китай.

В СССР наиболее интенсивное строительство НИС осуществлялось в 70-80-е годы. К моменту своего распада СССР обладал флотом НИС водоизмещением более 250 т, численностью немногим менее 400 единиц, что составляло более трети мирового флота НИС и позволяло СССР быть на первом месте в мире по количеству НИС. Советские НИС строились как на советских верфях, так и на верфях Польши, ГДР, Финляндии.

Об авторе: Михаил Сергеевич Руденко — кандидат технических наук, главный конструктор проекта ЦКБ «Балтсудопроект» ФГУП «ЦНИИ им. Академика А. Н. Крылова»

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь

Возврат к списку

Далее: Ледокол-тримаран разрабатывают в России, он сможет прокладывать канал шириной более 60 м