Вы используете устаревший браузер, который не поддерживает такие современные технологии как HTML5 и CSS3, используемые на этом сайте.
Просьба воспользоваться современным браузером Chrome, Opera, Firefox

Испытано стихиями

16 апреля 2018

Разработанный петербургскими конструкторами из Северного ПКБ новейший российский корвет проекта 22160 «Василий Быков» совершил переход с судостроительного завода «Залив» в Керчи, где проходил достройку и дооборудование, в Новороссийск для заводских ходовых и государственных испытаний. Патрульный корабль модульного типа для дальней морской зоны построен на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького.

Казалось бы, по нынешним временам в этом событии ничего выдающегося нет — в последние годы отечественный ВМФ пополнение получает регулярно. Но на этот раз появление нового корабля не прошло незамеченным. Корвет вызвал восхищение зарубежных специалистов, которые назвали его гениальным с точки зрения конструктивного облика.

Действительно, отечественные боевые корабли всегда имели свой неповторимый облик. В первую очередь — они отличались изяществом. Независимо от того, тральщик это или тяжелый атомный ракетный крейсер. Чтобы понять, как формируется такой облик, журналист «Вечёрки» отправился в Крыловский государственный научный центр — ведущее исследовательское учреждение в области судостроения.

— Могу сказать, что корабли наши самые красивые в мире, — уверен начальник отделения перспективного проектирования кораблей Крыловского центра вице-адмирал Владимир Пепеляев. — При этом они обладают высокой мореходностью, имеют великолепные обводы, что обеспечивает их боевую мощь.

Со столь авторитетным мнением человека, который с 2005 по 2008 год был заместителем начальника Главного штаба ВМФ, не поспоришь. Но красота боевого корабля — особая. Она не от стремления конструкторов превратить свое детище в произведение искусства, а следствие выверенных до миллиметра форм, нацеленных на одно — выполнение боевой задачи в любых условиях, будь то штормовая волна или ураганный ветер. В Крыловском центре есть все, чтобы испытать еще не родившийся корабль, понять, как он поведет себя в тех или иных условиях, и в случае необходимости выдать конструкторам рекомендации по улучшению обводов, изменению конструкции гребного винта, формы надводной части или надстройки.

Но обо всем по порядку.

В Крыловском центре несколько опытовых бассейнов. Один из них — мореходный. Здесь проводятся испытания в условиях волнения, ветра и течений. Перемещающаяся по рельсам тележка буксирует по созданной волнопродукторами зыби модель подводной лодки. Сотрудники центра сразу оговариваются — эта модель не имеет ничего общего с перспективными проектами (честно говоря — не удивили). Она — для демонстрации того, как проводят испытания на мореходность. А то, что нам показалось зыбью, — на самом деле смоделированный шторм силой в шесть баллов.

— Для проведения испытаний изготавливается модель с погрешностью не более 0,1 миллиметра, — рассказывает начальник отделения гидроаэродинамики центра Вячеслав Магаровский. — Затем подбираются статические и динамические характеристики, чтобы модель во всем была точной копией реального корабля. Дальше подбирается волнение.

С помощью волнопродуктора в бассейне можно моделировать условия любой точки Мирового океана. По словам Вячеслава Магаровского, за рубежом копировать волнение Мирового океана настолько точно, как это делают в Крыловском центре, пока не научились. Затем проводятся испытания, в ходе которых выясняется характер поведения объекта в условиях волнения. На их основании даются рекомендации — что поменять в проекте, чтобы улучшить его характеристики. Также определяются силы, действующие на модель, значения которых в дальнейшем используются проектантом при разработке.

Из мореходного бассейна переходим в глубоководный. Точнее — переезжаем. Территория Крыловского центра настолько велика, что обойти пешком даже несколько точек — задача не из легких.

Сам бассейн тоже поражает масштабом. Его чаша имеет длину 1324 метра, ширину 15 и глубину 7 метров. Пешком из конца в конец не находишься — только на велосипеде. В бассейне две тележки, которые, как и в мореходном, буксируют модели. Но задача — другая.

— Мы проводим исследования на перспективу с целью выбора наиболее оптимальных форм обводов для обеспечения лучших ходовых качеств, — рассказывает начальник лаборатории ходовых качеств отделения ходкости кораблей и судов Сергей Капранцев. — На основании полученных результатов проектируются движители — то есть гребные винты. Проект винта для каждого корабля уникален. Их размеры достигают до 7 метров в диаметре и до 30 тонн веса. Поэтому ошибка при проектировании может повлечь немалые экономические потери.

За столетнюю историю Крыловского центра было изготовлено и испытано более 12 000 моделей корпусов и спроектировано более 8000 гребных винтов. Сегодня перед переходом к модельным испытаниями часть работ выполняется с помощью компьютерного моделирования. Для этого существуют специальные программы. Но они дают погрешность в пределах 10 процентов.

— Наш прогноз, основанный на результатах исследования поведения модели, имеет погрешность один процент, — с гордостью отвечает Сергей Вячеславович на вопрос о том, не устарели ли в современных условиях развития цифровых технологий методы модельных испытаний.

Еще один этап — ландшафтная аэродинамическая труба. Единственная в России и одна из пяти в мире (о ней «Вечёрка» рассказывала 19 июня 2017 года). В ней исследователи определяют характеристики надводной части. Полученные цифры становятся исходными данными для составления математической модели управляемости корабля.

Другая важнейшая проблема — определение структуры воздушных потоков над палубой, что крайне важно для кораблей, несущих на борту авиацию — вертолеты или самолеты.

— Наши исследования крайне важны для обеспечения безопасных взлета и посадки, иначе может случиться все, вплоть до катастрофы, — рассказывает заместитель начальника отделения гидроаэродинамики Крыловского центра Сергей Соловьев. — У обычного корабля за рубкой, где, как правило, размещена вертолетная площадка, образуются отрывные зоны, где резко падает скорость. Это может грозить как минимум жесткой посадкой.

Свои проблемы и у авианесущих кораблей. Дело в том, что с трамплина авианосца при определенных углах набегания воздушного потока срываются продольные и поперечные вихри. Они проходят через палубу и при взлете и посадке создают очень сильный градиентный поток, на который летчик не всегда может среагировать.

— Лучше выяснить все в трубе, до выхода в море, пока на палубу не начали садиться реальные летательные аппараты, — уверен Сергей Соловьев.

Не случайно в качестве примера на поворотном круге аэродинамической трубы модель авианосца. Внимательно приглядевшись, понимаю, что это, как и в бассейне, не новинка, а атомный тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.7 «Ульяновск». Он мог стать первым советским авианосцем с атомной энергетической установкой, но после развала СССР оказался никому не нужен. И в 1992 году его корпус был разрезан на металлолом прямо на стапеле Черноморского судостроительного завода в Николаеве. А вот модель — сохранилась.

— Командование ВМФ заинтересовано в том, чтобы наши корабли были долговечными, мореходными и соответствовали тактико-техническим требованиям, — подводит итог нашему визиту вице-адмирал Владимир Пепеляев. — Испытания в бассейне являются важнейшей составляющей частью проектирования корабля. Что будет заложено в него и испытано в Крыловском центре — таким корабль и будет.

Источник: Вечерний Санкт-Петербург

Возврат к списку

Далее: «Адмирал Кузнецов» может в разы больше, чем авианосцы США: проектировщик кораблей назвал преимущество ВМФ РФ