Вы используете устаревший браузер, который не поддерживает такие современные технологии как HTML5 и CSS3, используемые на этом сайте.
Просьба воспользоваться современным браузером Chrome, Opera, Firefox

Воды не замутят

23 ноября 2016

Начались работы по созданию кораблей с экологически чистой энергетикой

Специалисты Санкт-Петербургского государственного морского технического университета и Крыловского научного центра разрабатывают судовую энергоустановку на топливных элементах.

Это настоящий прорыв в судостроении.

Подобные системы ранее использовались лишь в подводных лодках. Их ценность в том, что в отличие от дизель-генераторных и даже атомных установок выработка электроэнергии идет бесшумно — за счет химических реакций в специальных топливных элементах. И боевая субмарина становится действительно бесшумной.

Питерские корабелы провели серьезные расчеты и пришли к выводу, что энергетика, создававшаяся исключительно в военных целях, успешно может работать в интересах гражданского флота. Это актуально. Состояние экологии планеты давно вызывает тревогу, и в приоритете различные экологические проекты, затрагивающие все сферы жизнедеятельности человека.

Например, в США, Западной Европе, а с недавних пор и в России начались работы по созданию, так называемого, электрического самолета. В нем все вспомогательные системы будут питаться энергией от аккумуляторных батарей, даже движение по аэродрому обеспечат электродвигатели, а турбины будут выключаться сразу после приземления. Вслед за воздухоплавателями над полностью электрическими судами задумались и мореплаватели. И мы можем стать лидерами.

Российский проект получил условное название «ЭкоБот». Создание энергомодуля на топливных элементах ведется в рамках национальной технологической инициативы по направлению «Инновационное судостроение».

Крыловский научный центр предложил проект электрохимической энергоустановки мегаваттного класса для оснащения основных и вспомогательных электроэнергетических систем морского транспорта и морских сооружений. То есть мощности хватит не только на освещение и работу приборов, но и на движение судна.

Энергоустановку планируется создать на базе отечественных батарей топливных элементов с твердополимерным электролитом и конвертором органического топлива.

Пилотные проекты судов с аналогичными энергоустановками уже реализованы в Норвегии, Финляндии и ряде других стран. Однако, их мощность невелика, не более 50–200 кВт. У нас же идет расчет установки мощностью 1000 кВт.

Мощности в один мегаватт хватит и на освещение, и на работу приборов, и на движение судна.

Обычно в аналогичных системах генерация тока осуществляется путем синтеза водорода с кислородом в специальных реакторах. Это сложный процесс, требующий наличия значительных запасов водорода.

В Санкт-Петербурге работают над технологией получения водорода непосредственно из дизельного топлива путем, так называемого, риформинга.

Это даст возможность иметь на борту в качестве основной энергетической установки — экологически чистый генератор электротока, и в качестве резервного — привычный дизель-генератор.

Первый «ЭкоБот» планируется построить на Средне-Невском судостроительном заводе.

И, возможно, уже в недалеком будущем жители и гости северной столицы, совершая прогулки по ее рекам и каналам, смогут лицезреть красоты города с борта экологически чистых судов.

Оригинал статьи размещен на сайте Российская газета

Возврат к списку

Далее: В Крыловском центре прошла научно-техническая конференция молодых судостроителей