Вы используете устаревший браузер, который не поддерживает такие современные технологии как HTML5 и CSS3, используемые на этом сайте.
Просьба воспользоваться современным браузером Chrome, Opera, Firefox

Дрейфующие станции обретут устойчивость

27 ноября 2017

В Крыловском центре для полярников спроектируют специальную платформу

Как пояснили «Вечёрке» в «Объединенной судостроительной корпорации», в августе 2017 года на заседании правительства была рассмотрена и одобрена новая редакция программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». В рамках второго этапа программы, с 2018 по 2020 год, предполагается проектирование и строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». Это по сути новое научно-исследовательское судно, заказчиком создания которого является Росгидромет. Строить ее планируется на Адмиралтейских верфях в 2018 — 2020 годах.

Создателем эскизного проекта стал ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Об особенностях платформы «Вечёрке» рассказал заместитель генерального директора по судостроению и морской технике Олег Тимофеев.

Почему решили лед заменить платформой?

Традиционно дрейфующие станции «Северный полюс» базировались на льдинах, на которых разворачивались научные и бытовые городки из модульных домиков. Но лед не самое надежное плавсредство. Так зачем рисковать жизнью и здоровьем полярников, если технический прогресс позволяет этого избежать. К тому же в последнее время из-за глобального потепления в Арктике все сложнее найти надежную льдину требуемых размеров для организации долговременной дрейфующей станции. Ледяные поля, на которых располагаются станции, подвергаются постоянным сжатиям, из-за чего в самых неожиданных местах происходит торошение, способное раздавить домики и оборудование, появляются разломы и трещины. Например, СП-40 в 2013 году пришлось срочно эвакуировать на полгода раньше намеченного срока из-за того, что льдина раскололась. Станция СП-41 в 2015 году (ее принято обозначать по году — СП-2015) проработала чуть больше четырех месяцев.



Получается, что проблема только в климате?

Условия дрейфа существенно снижают отдачу научных исследований в общем балансе затрат на организацию и обеспечение жизнедеятельности дрейфующих станций. Из-за разломов теряется дорогостоящее оборудование, происходит загрязнение окружающей среды. Над проблемой создания дрейфующих станций на базе плавучих инженерных сооружений задумывались с начала 70-х годов прошлого века. Одним из вариантов была проработка использования ледокола «Кра¬син» в качестве долговременной дрейфующей научно-исследовательской станции. Однако по ряду соображений этот проект был отвергнут. Более привлекательным для этой цели казался портовый ледокол проекта 97 и его модификации. Иссле¬до¬вание возможности его использования с необходимыми проектными выкладками было выполнено НИИ Арктики и Антарктики. Однако и этот проект не был реализован.

Использование ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» (ЛСП-СП) очень перспективно. При соизмеримых затратах у такой конструкции целый ряд преимуществ. Она позволит намного расширить номенклатуру и качество исследований, снизить риски аварийных ситуаций и негативного влияния на экологию, а также обеспечит безопасные и комфортные условия труда и быта персонала.

Понимая это, «Крыловский ГНЦ» совместно с ААНИИ активно занимается вопросами, связанными с созданием ЛСП-СП. Выполнялись и неоднократно корректировались проектные проработки и технико-экономические обоснования такого судна. В частности, «Крыловским ГНЦ» в рамках Федеральной целевой программы «Развитие граж¬данской морской техники» на 2009 — 2016 годы был разработан концептуальный проект этой платформы. В ходе работ были определены основные характеристики и показатели платформы, проработаны проектные решения по корпусу, энергоустановке и основному и научному оборудованию. Получен патент на полезную модель № 167213 «Арктическая дрейфующая станция».


Так какой она будет — эта платформа?

Станции «Северный полюс», по сути, являются круглогодичными научно-исследовательскими и оперативно-производственными российскими базами. Отличительной особенностью проводимых на них исследований является долговременная комплексная регистрация параметров природной среды Северного Ледовитого океана с применением современных автоматических и зондирующих комплексов и приборов.

Ледостойкая платформа может выполнять более широкий спектр исследовательских работ и при этом обеспечивать комфортные и безопасные условия работы и проживания членов экспедиции в условиях долговременного полярного дрейфа. В дополнение к тем задачам, которые можно решать на льдине, на ЛСП можно исследовать ледовые нагрузки, механику деформаций и разрушения льда при воздействии на промышленный объект с целью совершенствования методов расчета локальных и глобальных ледовых нагрузок на суда и другие инженерные сооружения, а также разрабатывать и анализировать системы мониторинга ледовых нагрузок на промышленные объекты. И это только один из аспектов.

Базируясь на льдине, станции изучают дрейф. Но платформа самоходная...

Двигатель всегда можно отключить. При этом самоходный вариант имеет ряд пре-имуществ. Например, при изменении ледовых условий есть возможность активно влиять на траекторию дрейфа, обеспечивая наибольшую ценность результатов научных наблюдений. К тому же самоходный вариант по сравнению с несамоходным даст возможность существенно снизить эксплуатационные расходы за счет отказа от услуг буксиров. При этом разница между самоходным и несамоходным вариантом при постройке не столь уже существенна.

Оригинал статьи размещен на сайте Вечерний Санкт-Петербург

Возврат к списку

Далее: В Крыловском центре прошла первая всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов «Научно-технологическое развитие судостроения»