Вы используете устаревший браузер, который не поддерживает такие современные технологии как HTML5 и CSS3, используемые на этом сайте.
Просьба воспользоваться современным браузером Chrome, Opera, Firefox

Труды Крыловского государственного научного центра. Выпуск 94 (378), 2016 г.

14.11.2016


СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ КОРАБЛЯ И СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ СУДОВ

СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОЛЯ КОРАБЛЯ

ДРУГИЕ ВОПРОСЫ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ

Лобова А.Г., Яковлева О.В., Яковлев А.Ю.
Проектирование водометных движителей с использованием численной оптимизации водозаборников

Аннотация (показать)

В работе представлены результаты применения разработанных ранее методов оптимизации водозаборников для практического проектирования водометного движителя. Рассматривается водозаборник статического типа, представляющий собой кольцевое крыло, утопленное в корпус. В ходе проектирования определялись формы кольцевого элемента и выемки в корпусе судна, в которой размещается движитель. Показано, что оптимизация позволяет снизить опасность возникновения кавитации, выровнять поток в диске рабочего колеса и выгладить эпюры давления с целью исключения отрывов потока. Также продемонстрирована необходимость проектирования водозаборника, исходя из условий работы движителя в широком диапазоне режимов, реализуемых при его практической эксплуатации.
Ключевые слова: водометный движитель, водозаборник, оптимизация, расчет, проектирование.
А.G. Lobova, О.V. Yakovleva, А.Yu. Yakovlev.
Design of Waterjets with numerical optimization of water intakes.

Summaries (show)

The paper presents the results obtained from application of earlier developed water intake optimization techniques in practical design of waterjet propulsor. A static type water intake designed as a  ring-shaped foil made flush with the hull is considered. In the design process the shapes of ring element and recess in ship hull to accommodate the propulsor were determined. It is shown that optimization provides lower cavitation risks, more uniform flow in the impeller disk and smooth pressure distribution profiles to avoid flow separations. It is also demonstrated that the water intake should be designed for a broad range of propulsor operating modes.
Key words: waterjet propulsor, water intake, optimization, calculation, design.
Черняев А.А.
Использование геометрических методов строительной механики в решении задач устойчивости косоугольных пластин

Аннотация (показать)

ОИсследуется возможность использования приближенных геометрических методов строительной механики: изопериметрического метода и метода интерполяции опорных решений с использованием в них новой сравнительной характеристики плоской области в виде отношения конформных радиусов (внутреннего к внешнему) для решения задачи устойчивости косоугольных пластин.
Ключевые слова:строительная механика, геометрические методы, изопериметрический метод, метод интерполяции опорных решений, косоугольные пластины, устойчивость, конформные радиусы.
А.А. Chernyaev.
Application of geometrical methods in structural mechanics for solving skew plate bucking problems

Summaries (show)

The paper explores possibilities of using geometrical methods in structural mechanics, viz. isoperimetric method and interpolation of support solutions, including new comparative characteristic of 2D plane in the form of conformal (internal to external) radii ratios for solving the skew plate buckling problem.
Key words: mechanical engineering, geometrical methods, isoperimetric method, interpolation of support solutions, skew plates, buckling, conformal radii.
Лавров А.В., Ингилевич И.К.
Расчетно-экспериментальная оценка характеристик прочности стеклопластиков на межслойный отрыв

Аннотация (показать)

Разработан расчетно-экспериментальный метод определения прочности на растяжение перпендикулярно к плоскости армирования стеклопластика с помощью испытания образцов крестовидной формы с двумя парами взаимно перпендикулярных прорезей, определяющих толщину рабочего слоя и размеры площади отрыва. С помощью испытаний образцов разной толщины и метода конечных элементов по уточненной конечно-элементной модели образца осуществлена оценка максимального (разрушающего) значения растягивающих напряжений для основного типа отечественного полиэфирного стеклопластика судостроительного назначения.
Ключевые слова: метод конечных элементов, композитные материалы, прочность, экспериментальные исследования, испытания материалов.
А.V. Lavrov, I.K. Ingilevich.
Analytical and experimental method for evaluation of GRP materials for interlayer bonding strength.

Summaries (show)

A combined analytical/experimental method is devised to assess the tensile GRP strength in normal direction to the fibres based on tests of cruciform specimens with two pairs of mutually perpendicular slots to determine the layer thickness and tearing area. Test data obtained for specimens of various thickness and finite-element model of the specimen are employed to estimate the maximum (breaking) tensile stresses for the main shipbuilding type of Russian glass-fibre reinforced polyester.
Key words:finite element method, composite materials, strength, experimental studies, material tests.
Армашев К.И., Паршина Л.В., Ярцев Б.А.
Диссипативные свойства неоднородных композитных структур

Аннотация (показать)

Обоснована актуальность исследований затухающих колебаний двухслойных композитных структур. Обобщены результаты сравнительного анализа вязкоупругого и энергетического подходов, доказывающие предпочтительность использования первого из них для обеспечения большей достоверности прогноза демпфирующей способности. Предложен комбинированный подход к расчету диссипативных свойств композитных структур, позволяющий использовать возможности существующих коммерческих программных комплексов без какой-либо их доработки, приведены результаты его верификации. Представлены результаты исследования влияния температуры, относительной толщины, относительной длины и неоднородности распределения по длине стержня слоя вязкоупругого материала на значения коэффициента механических потерь.
Ключевые слова:демпфирование, материалы полимерные композиционные, материалы вязкоупругие, колебания, собственная частота, коэффициент механических потерь.
K.I. Аrmashev, L.V. Parshina, B.А. Yartsev.
Dissipative properties of inhomogeneous composite structures.

Summaries (show)

It is shown that investigations of decaying oscillations in  two-layer composite structures present immediate research interest. The paper summarizes results of analysis comparing the viscoelastic and energy approaches to show that the former method is preferable as it provides more reliable prediction of damping capacity. A combined approach to calculation of dissipative properties of composite structures is proposed, which can be run on  off-the-shelf software without any further development. Results of verifications are given. The paper contains results of studies on how the mechanical loss factor depends on the temperature effects, relative thickness, relative length and non-uniform distribution of viscoelastic material over the rod length.
Key words: damping, polymer composite materials, viscoelastic materials, oscillations, natural frequency, mechanical loss factor.
Каневский Г.И., Клубничкин А.М., Сазонов К.Е.
Влияние шагового отношения (ГВ) движителей на пропульсивные качества ледоколов

Аннотация (показать)

Приведены результаты исследований влияния шагового отношения движителей на пропульсивные характеристики ледоколов при их движении в толстых льдах. Выполнен учет влияния на эти характеристики коэффициента запаса на возникновении второй стадии кавитации. Показано, что в этом случае для серийных гребных винтов величина полезной тяги не зависит от шагового отношения, потребная мощность для некоторых серий может иметь минимальное значение в зависимости от величины шагового отношения. Приведены результаты расчетов изменения потребной мощности при варьировании шагового отношения для случая движения ледокола во льдах.
шаговое отношение, полезная тяга, потребная мощность, швартовный режим, серия гребных винтов, ледокол.
G.I. Kanevsky, А.М. Klubnichkin, K.Е. Sazonov.
Propeller pitch ratio effect on propulsion performance of icebreakers

Summaries (show)

The paper presents results of studies conducted to investigate how pitch ratio of propellers influence propulsion performance of icebreakers in heavy ice. It is examined how these characteristics are influenced by cavitation margin (2nd stage of cavitation). It is shown that in this case the net thrust of series propellers does not depend on the pitch ratio, while for some propeller series the required power may be minimum depending on the pitch ratio. Calculations of the required power versus pitch ratio variations are given for an icebreaker operating in ice.
Key words:pitch ratio, net thrust, required power, bollard pull mode, propeller series, icebreaker.
Максимова П.В., Тимофеев О.Я.
Формирование систем мониторинга эксплуатирующихся в ледовых условиях морских объектов

Аннотация (показать)

Выполнен анализ современного состояния систем мониторинга ледовых нагрузок, в том числе — аппаратных средств и методов обработки полученной информации. Предлагаются подходы к методам обработки информации и процедурам принятия решений, обладающие определенной новизной.
Ключевые слова: нагрузки ледовые, лед, методы исследований, ледоколы, безопасность судов, эксплуатация судов.
P.V. Maksimova, О.Ya. Timofeev.
Setting up of ice-load monitoring systems for marine vessels operating in ice.

Summaries (show)

The paper reviews state-of-the-art ice load monitoring systems including hardware and data processing software. Approaches to data processing and decision making procedures including certain novelties are proposed.
Key words: ice loads, ice, investigation methods, ship safety, ship operation.
Лопашев К.А.
Анализ эффективности применения приставок для расширения ледяного канала

Аннотация (показать)

Приведен анализ эффективности применения принципиально новых конструктивных схем приставок для расширения ледового канала, позволяющих прокладывать канал шириной около 45 метров. Анализ основан на определении энергетических и экономических затрат при постройке и эксплуатации.
Ключевые слова: ледяной канал, ледопроходимость, сопротивление, приставка.
K.А. Lopashev.
Efficiency analysis of ice channel widening attachments.

Summaries (show)

Attachments of innovative design to make approx. 45-meter-wide channels in ice are analyzed. The analysis is based on estimations of energy consumption and costs involved in manufacturing and operation.
Key words: ice channel, ice-going capability, drag, attachment.
Карулин Е.Б., Проняшкин А.А., Ямщиков Д.В., Зайкин Д.А.
Разработка методов предотвращения образования ледяных нагромождений и их разрушения

Аннотация (показать)

Описываются приемы и средства для предотвращения образования и разрушения нагромождения обломков льда вблизи платформы, разработанные в процессе эксплуатации морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная». Предотвращение образования подобного нагромождения или управление его размерами позволит расширить временны́е окна выполнения грузовых операций, обеспечивающих функционирование нефтедобывающего комплекса. Необходимость разработки подобных мероприятий обусловлена несколькими факторами: динамичностью дрейфующего ледяного покрова в зимний период, особенностью формы в плане платформы, необходимостью подхода к борту платформы судов и танкеров.
Ключевые слова: управление ледовой обстановкой, УЛО, лед, платформа, маневр, нагромождение, предотвращение, разрушение, обломки льда.
Е.V. Karulin, А.А. Pronyashkin, D.V. Yamshchikov, D.А. Zaikin.
Development of methods for preventing ice rubble piling and breaking.

Summaries (show)

The paper describes methods and techniques for prevention of ice rubble pile-up and breaking near offshore platforms, which were developed during operation of the offshore ice-resistant fixed platform Prirazlomnaya. Elimination or size control of ice accumulations will increase time windows for cargo handling operations and improve operational environment for oil & gas production facilities. Measures of this kind are required in view of multiple considerations including dynamics of drifting ice in winter season, specific planform of platforms, access of tankers and other vessels to platforms.
Key words: ice management, ice, platform, maneuver, pile-up, prevention, breaking, broken ice.
Спиридонов Н.Н, Белов И.М., Дульнев А.И.
Вероятностные аспекты моделирования возмущающих сил при взаимодействии корпуса судна со льдом

Аннотация (показать)

В настоящее время для расчёта вибрации, вызванной взаимодействием корпуса судна со льдом, применяются два подхода к определению возмущающих сил. Данные подходы имеют недостатки, которые ограничивают область их применения при проведении указанных расчетов. К основным таким недостаткам можно отнести то, что они не учитывают либо вероятностный характер взаимодействия корпуса со льдом, либо геометрию обводов корпуса судна и механические свойства льда. Предлагается метод определения возмущающих сил, который учитывает вероятностные аспекты процесса взаимодействия корпуса судна со льдом. Силы рассматриваются как совокупность случайных импульсных процессов во времени со случайным периодом следования и амплитудой. Параметры импульсных процессов зависят от геометрии обводов корпуса и механических свойств льда. Производится сопоставление данного метода с методами, применяющимися в настоящее время, и с экспериментальными данными.
Ключевые слова: вибрация, лед, суда ледового плавания, расчет, спектральная плотность случайных процессов.
N.N Spiridonov, I.М. Belov, А.I. Dulnev.
Probabilistic aspects in modelling of exciting forces induced by ship/ice interactions.

Summaries (show)

At present two approaches are used to determine exciting forces in calculation of vibrations induced by ship/ice interactions. Both approaches have limitations restricting their application in these calculations. The main limitation is that the current approaches fail to take into account either probabilistic nature of ship interaction with ice or ship hull geometry and mechanical properties of ice. The paper suggests a method for calculation of the exciting forces that takes into consideration probabilistic aspects of ship/ice interactions. The forces are treated as a series of random pulses in time with a random pulse repetition period and amplitudes. Parameters of pulse processes depend on the hull geometry and mechanical properties of ice. The suggested method is compared with the current approaches and verified by experimental data.
Key words:vibration, ice, ice class ships, calculations, spectral density of random processes.
Никитин В.С., Половинкин В.Н., Барановский В.В.
Современное состояние и перспективы развития энергетических установок крупных кораблей ВМС иностранных государств

Аннотация (показать)

Представлен системный анализ зарубежного опыта развития перспективных направлений создания корабельных энергетических установок крупных боевых надводных кораблей. Рассмотрены проекты перспективных кораблей зарубежных ВМС различных классов, отражены особенности их корабельных энергетических установок, достоинства и недостатки. Особое внимание уделено компоновочным схемам энергетических установок нового поколения типа объединенная энергетическая система (IPS -Integrated Power System), обеспечивающая реализацию двух перспективных концепций: «полное электродвижение» (Full Electric Propulsion) и «полностью электрифицированный корабль» (Full Electric Ship). Изложены схемные решения, а также выполнена инженерная оценка основных элементов перспективных энергетических установок и технологий, включая проблемы разработки и внедрения высокотемпературных сверхпроводников, твердотельных полупроводников и постоянных магнитов с полем большой индуктивности.
Ключевые слова: корабельные газотурбинные энергетические установки, боевые надводные корабли, корабельные газотурбинные двигатели, ВМС зарубежных государств, объединенная энергетическая система, «полное электродвижение», «полностью электрифицированный корабль».
V.S. Nikitin, V.N. Polovinkin, V.V. Baranovsky.
State-of- the-art and trends in development of power plants for large-size naval ships of foreign fleets.

Summaries (show)

The paper gives a systematic analysis of foreign experience in identification of promising trends in development of future power plants for large-size surface warships. Projects of foreign warships of various classes are considered, design features as well as merits and drawbacks of their powerplants are analysed. Special attention is paid to layout solutions for the new-generation IPS types (IPS — Integrated Power System) implementing two modern concepts: full electric propulsion and full electric ship. Configuration solutions are described and engineering analysis of the main powerplant components and technologies is done including the issues related to development and implementation of  high-temperature superconductors, solid semi-conductors and permanent magnets with high flux density.
Key words:ship gas-turbine powerplants, surface warships, foreign navies, integrated power systems, full electric propulsion, full electric ship.
Аваков В.Б., Загородников М.А., Хайров Д.А., Ландграф И.К., Касаткин М.А.
Межвидовый подход к разработке и внедрению энергоустановок на топливных элементах

Аннотация (показать)

Современные системы энергообеспечения вооружения и военной техники должны отвечать повышенным требованиями по надежности, эффективности, удобству в обслуживании и демаскирующим полям. В этой связи все чаще рассматриваются энергоустановки на топливных элементах, облик которых формируется, в основном, двумя ключевыми технологиями -электрохимического генератора и систем хранения или получения водорода. ФГУП «Крыловский государственный научный центр» предложен межвидовый подход на основе автономного функционального модуля для разработки и внедрения энергоустановок на топливных элементах в судостроении, в авиации, на железнодорожном и автотранспорте, для малой стационарной распределенной энергетики, энергообеспечения объектов нефтегазового комплекса и в  жилищно-коммунальном хозяйстве. Практическая реализация межвидового подхода позволяет значительно сократить сроки и стоимость внедрения новой высокоэффективной экологически безопасной водородной энергетики для энергообеспечения объектов военного и гражданского назначения за счет консолидации сил и средств различных министерств, ведомств, предприятий промышленности и научных организаций.
Ключевые слова: топливные элементы, воздухонезависимая энергоустановка, водородная энергетика, межвидовый подход (общий унифицированный подход в создании энергоустановок на основе топливных элементов в различных отраслях промышленности).
V.B. Аvakov, М.А. Zagorodnikov, D.А. Khairov, И.K. Landgraf, М.А. Kasatkin.
Integrated cross-industry approach to development and implementation of fuel-cell powerplants.

Summaries (show)

Power generation systems of modern weapons and military equipment have to meet enhanced requirements like high reliability and efficiency, easy maintenance and low signatures. In this connection fuel-cell powerplants present an increasingly attractive option. These systems are mainly dependent on two key technologies, viz. electrochemical generator (fuel cell) and hydrogen generation & storage systems. Krylov State Research Centre suggests an integrated cross-industry approach to development and introduction of the fuel-cell powerplant based on a  self-contained functional module to cover a range of applications including ships, aircraft, rail and road vehicles, on-site fixed power generation facilities, power supply to oil & gas fields, and utilities. Practical implementation of this cross-industry approach will significantly reduce the time and cost required for introduction of safe and environmentfriendly hydrogen economy solutions for military and civil applications due to consolidation of efforts and finances between different ministries, departments, industrial and R&D enterprises.
Key words: fuel cells, air-independent power system, hydrogen power engineering, cross-industry approach (common integrated approach to development of fuel-cell powerplants for a range of industry sectors).
Пономарев Н.Н.
Отладка низкоэмиссионной горелки

Аннотация (показать)

Представлены результаты экспериментальной и расчетной отладки горелки с гомогенной подачей газообразного топлива. Работа выполнялась при разработке камеры сгорания для газотурбинной установки средней мощности на Ленинградском металлическом заводе. По причине принятия решения о приобретении импортной камеры сгорания полный цикл отладки не был завершен. Результаты работы могут быть использованы при создании топливных процессоров водородных энергоустановок.
Ключевые слова: газотурбинная энергоустановка, низкоэмиссионная горелка, центральное тело, распределение топлива.
N.N. Ponomarev.
Low-emission burner optimization studies.

Summaries (show)

The paper presents results of experimental and analytical optimization studies on a burner with homogenous gas fuel supply. The studies were performed to support development of a combustion chamber for medium-power gas turbine installation at Leningradsky Metallichesky Zavod (LMZ). Then it was decided to purchase a combustion chamber of foreign make and the full cycle of optimization studies was not completed. The study results can be used in development of fuel processors for hydrogen power installations.
Key words: gas turbine installation, low-emission burner, center body, fuel distribution.
Милаев А.В., Андреев А.Ю.
Исследование влияния волнения водной поверхности на формирование радиолокационных портретов морских объектов на стенде гидроакустического моделирования

Аннотация (показать)

Сравниваются радиолокационные портреты моделей кораблей, полученные импульсным радаром при измерениях с узкой диаграммой направленности антенны в азимутальной плоскости и когерентным радаром с инверсной синтезированной апертурой при наличии морского волнения. Все измерения проводились на стенде гидроакустического моделирования. Показаны различия радиолокационных портретов модели, полученных этими методами.
Ключевые слова:гидроакустика, методы исследований, моделирование, радиолокационные станции, экспериментальные исследования
А.V. Milaev, А.Yu. Аndreev.
Investigation of water surface effects on radar images of marine objects at hydro-acoustic simulation tank.

Summaries (show)

Radar images of ship model measured by pulse radar with narrow beam in azimuth plane are compared with those obtained by coherent inverse synthetic aperture radar in presence of sea waves. Differences in the radar images obtained by these two methods are discussed.
Key words:hydroacoustics, methods of investigation, modeling, radar, experimental studies.
Степанов Ю.Г.
О механизмах гидродинамической неустойчивости сдвиговых течений и критериях разрушения внутренних волн в неоднородной морской среде

Аннотация (показать)

На основе использования модели сплошной среды с моментными напряжениями с новых позиций рассматриваются вопросы устойчивости сдвиговых течений однородной и стратифицированной по плотности вязкой жидкости, а также гидродинамические механизмы разрушения внутренних волн, распространяющихся в стратифицированной водной среде. С использованием динамического условия баланса моментных напряжений получены критерии разрушения внутренних волн, содержащие наряду с дифференциальными и интегральные параметры поля плотности и поля скорости в морской среде.
Ключевые слова: однородная вязкая жидкость, стратифицированная по плотности вязкая жидкость, гидродинамическая неустойчивость сдвиговых течений, внутренние волны, модель сплошной среды с моментными напряжениями.
Yu. Stepanov.
On mechanisms of hydrodynamic instability in shear flows and criteria of internal wave breaking in non-homogeneous marine medium.

Summaries (show)

A model of continuous medium with couple stresses is used to consider from a different angle of view the issues of shear flow instability in homogeneous and density-stratified viscous fluid, as well as hydrodynamic mechanisms behind breaking of internal waves propagating in stratified water medium. Dynamic couple stress balance condition is used to obtain internal wave breaking criteria including, apart from differential and integral density field parameters, also parameters of the velocity fields in marine medium.
Key words:homogeneous viscous fluid, density-stratified viscous fluid, hydrodynamic instability of shear flows, internal waves, model of continuous medium with couple stress.
Зенченко С.С., Карпова И.Е.
Обоснование выбора параметров теплового поля судов и оценка их изменчивости в процессе эксплуатации для формирования облика экологически чистых гражданских судов

Аннотация (показать)

В работе дается обоснование роли теплового поля судов в качестве индикатора оценки влияния на экологическую обстановку в процессе эксплуатации. Авторами статьи рассмотрена методика оценки этого поля с помощью дистанционной инфракрасной аппаратуры, а также предложено использование судопропускного канала комплекса защитных сооружений в качестве полигона для оценки теплового поля гражданских судов. Условия такого полигона обеспечивают повторяемость внешних условий и стабильность параметров движения судов. В результате экcпериментальных измерений определены основные теплоизлучающие элементы конструкции судов и уровень их влияния на формирование теплового портрета судна.
Ключевые слова: судно, тепловой портрет, тепловизор, ИК-излучение, факел, угол визирования, морская поверхность, волнение.
S.S. Zenchenko, I.Е. Karpova.
Shaping of ship’s IR field and estimation of IR field variation in operation environment to develop green merchant ships.

Summaries (show)

The paper highlights the role of ship’s IR signature as an environment impact indicator. Techniques using remote IR instrumentation to assess this signature are discussed. A shipping passage of the Dam Facility is suggested to be used as a test range for assessing the IR fields of merchant ships. This test site provides repeatability of environmental conditions and stable ship running modes. Experimental measurements were taken to identify the main heat-radiating ship structures and their effect on ship’s IR image.
Key words:ship, IR image, IR imager, IR radiation, plume, angle of view, sea surface, waves.
Калью В.А., Маркин Д.Н., Петрова В.В.
К вопросу об оптимальной полосе анализа при выделении дискретной составляющей спектра сигнала на фоне помех

Аннотация (показать)

В работе выполнено сравнение различных характеристик ширины дискретной составляющей спектра сигнала с оптимальной полосой анализа при выделении этой составляющей из смеси сигнала с помехой. На основе численного моделирования для дискретных составляющих различной формы показано, что оптимальная полоса анализа, обеспечивающая наиболее контрастное выделение дискретной составляющей в спектре смеси сигнала и помехи, в два с лишним раза меньше энергетической ширины дискретной составляющей.
Ключевые слова: дискретная составляющая спектра, оптимальная полоса анализа, энергетическая ширина дискретной составляющей спектра, сигнал, помеха.
V.А. Kaliyu, D.N. Markin, V.V. Petrova.
On optimum band of analysis for discrimination of discrete components in signal spectrum against background noise.

Summaries (show)

The paper compares different width characteristics of discrete signal-spectrum component versus the optimum band of analysis to discriminate the said component from the signal/noise blend. Numerical modeling of discrete components of various shapes is used to show that the optimum band of analysis should be less than half of the discrete component energy bandwidth to allow most vivid discrimination of this discrete component in signal/noise blend.
Key words:discrete spectrum component, optimum band of analysis, energy bandwidth of discrete spectrum component, signal, noise.
Кондратенко А.А., Таровик О.В.
Сравнительный анализ существующих методов определения функционального и количественного состава флота судов обеспечения

Аннотация (показать)

Рассмотрены существующие методы и решения, предназначенные для поиска оптимальной конфигурации флота судов обеспечения по функциональному и количественному составу. Предложена оригинальная классификация этих методов на основе используемых в них математических моделей и степени детализации транспортной системы. Выделено четыре основных подхода: экспертно-аналитический , комбинаторная оптимизация, теория массового обслуживания, имитационное моделирование. Рассмотрены отечественные и зарубежные работы по каждой группе методов, отмечены их сильные и слабые стороны. Приведены рекомендации по применению методов различных групп при решении конкретных видов задач. Описан опыт разработки авторами (в составе исследовательского коллектива) программного комплекса агентного имитационного моделирования морских транспортных систем и отмечена перспективность использования подобных решений при создании систем обеспечения арктических месторождений.
Ключевые слова: суда обеспечения, определение состава флота, суда снабжения, морские месторождения, проектирования судов, имитационное моделирование систем, планирование морских перевозок.
А.А. Kondratenko, О.V. Tarovik.
Comparative analysis of existing methods for defining the functional and numerical strength of support fleet.

Summaries (show)

Existing methods and solutions for finding the optimum support fleet configuration in terms of functions and numbers are considered. The authors suggest an original classification of these methods based on their mathematical models and level of transport system detailing. Four main approaches are identified: expert/analytical, combinatorial optimization, waiting theory and simulation modelling approaches. Russian and foreign studies using each of the above-mentioned methods are discussed, and their strong and weak points are highlighted. Recommendations are given regarding application of these different approaches to specific types of tasks. The authors describe their team-work experience in developing a software package for agent-based modelling of marine transportation systems and underline that this is a promising method to work out marine logistic solutions for Arctic oil & gas fields.
Key words:support ships, definition of support fleet configuration, supply vessels, offshore fields, ship design, simulation modelling of systems, marine shipment planning.



Цена: 500 р.
По вопросам приобретения обращайтесь по тел. (812) 386-67-26, 8 (911) 9593279, Татьяна Андреевна Алимова, e-mail: t_alimova@ksrc.ru.

Возврат к списку