Вы используете устаревший браузер, который не поддерживает такие современные технологии как HTML5 и CSS3, используемые на этом сайте.
Просьба воспользоваться современным браузером Chrome, Opera, Firefox

Труды Крыловского государственного научного центра. Выпуск 88 (372), 2015 г.

22.05.2015


Научные редакторы выпуска –
д.т.н. А.Ш. Афремов, д.т.н. К.Е. Сазонов.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ КОРАБЛЯ И СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА

В сборнике представлены статьи, посвященные гидродинамике и динамике морских объектов, а также различным вопросам морской ледотехники и изучению мореходных качеств судов.

В числе прочих исследуются проблемы оптимизации компоновки и обводов быстроходных катеров, отработки органов управления, движителей, оценки вибрации и выбора предотвращающих вибрацию параметров корабельных устройств, разработки конструкций по использованию энергии морского волнения.

Также рассматриваются актуальные вопросы морской ледотехники, связанные с эксплуатацией ледоколов и судов, определения ледовой нагрузки на морские инженерные сооружения. Кроме того, изучены теоретические и экспериментальные методы определения мореходных качеств судов. Сборник дополнен статьей посвященной истории создания в Крыловском центре первого ледового бассейна.

Афремов А.Ш., Зайцев О.А., Смолина Н.А.
Особенности продольной устойчивости и маневренности быстроходных катеров различных компоновок

Аннотация (показать)

Приведены результаты исследования продольной устойчивости и маневренных характеристик быстроходных катеров двух компоновочных схем: однокорпусное судно и тримаран. Исследование проводилось расчетным методом по математическим моделям движения, которые базируются на сочетании теоретических положений и результатов модельных испытаний в опытовых бассейнах. Представлен способ прогноза безопасности движения по всплытию и дифференту, основанный на оценке запаса устойчивости. Показано, что воспроизведение на буксируемой модели продольного движения натурного судна налагает определенные условия на характеристики буксировочного устройства. Полученные результаты могут быть использованы при оптимизации параметров быстроходных катеров и отработки органов управления.
Ключевые слова: быстроходный катер, однокорпусное судно, тримаран, устойчивость продольного движения, автоколебания, маневренные характеристики.
A. Afremov, O. Zaitsev, N. Smolina.
Peculiarities of longitudinal stability and maneuverability for fast boats of various designs.

Summaries (show)

The paper provides research results regarding longitudinal stability and maneuverability for fast boats of two designs: monohull and trimaran. The study was performed analytically using mathematical models of movement based on both theoretical findings and model test results obtained in the test tanks. The paper describes the methods for predicting the movement safety in terms of sinkage and trim, based on stability margin assessment. It is shown that to correctly reproduce the movement of a full-scale ship during the tests with the towed model, the towing device must meet certain requirements. These results could be used in optimization of fast boats and their controls.
Key words: fast boat, monohull, trimaran, stability of longitudinal motion, self-oscillations, maneuverability.
Аносов В.Н., Дьякова Т.А., Рашев А.И., Рождественский С.О.
Влияние момента инерции и статической разгрузки на устойчивость продольного движения модели глиссирующего однокорпусного судна

Аннотация (показать)

Приведены результаты буксировочных испытаний модели глиссирующего однокорпусного судна, выполненных с целью определения условий, при которых происходит потеря продольной устойчивости движения. Рассмотрено влияние момента инерции судна и статической разгрузки модели на потерю продольной устойчивости движения.
Ключевые слова: быстроходное однокорпусное судно, продольная устойчивость движения, гидродинамические характеристики, испытания, колебания.
V. Anosov, T. Dyakova, A. Rashev, S. Rozhdestvensky
Effect of gyration moment and static load decrease upon the longitudinal movement stability of a monohull hydroplane boat model

Summaries (show)

The paper provides towing tests results for the model of a monohull hydroplane boat, obtained so as to determine the conditions when the loss of longitudinal movement stability occurs. The paper investigates the effect of gyration moment and static load decrease of the model upon the loss of longitudinal movement stability.
Key words: fast monohull boat, longitudinal movement stability, hydrodynamics, tests, motions.
Афремов А.Ш., Зайцев О.А., Сафронов К.С.
Пути снижения крена на циркуляции судна с обводами типа «Моноклин»

Аннотация (показать)

Выполнено исследование влияния конструктивных мер по снижению крена на циркуляции судна с обводами типа «Моноклин». Исследование проведено экспериментальным методом и расчетным методом по математическим моделям движения, которые базируются на сочетании теоретических положений и результатов модельных испытаний в опытовых бассейнах. Выполнена оценка эффективности конструктивных мер по уменьшению крена на циркуляции.
Ключевые слова: судно с обводами типа «Моноклин», скорость хода, перекладка рулей, крен на циркуляции, диаметры циркуляции.
A. Afremov, O. Zaitsev, K. Safronov
Ways to reduce gyration heeling of wedgeshaped ships

Summaries (show)

The paper investigates the effect of design measures intended to reduce gyration heeling of wedge-shaped ships. The study was performed both experimentally and analytically (using mathematical models of movement based on theoretical findings and model test results). The paper provides and assessment of efficiency of the design measures taken to reduce the gyration heeling.
Key words: wedge-shaped ship, speed, rudder deflection, gyration heeling, gyration diameters.
Зайцев О.А., Инютин К.В., Петров А.К., Марисый А.В., Соколов В.П.
Результаты испытаний судна «Пума» с использованием современных методов измерений параметров движения

Аннотация (показать)

Приведены материалы натурных маневренных испытаний судна на воздушной подушке (СВП) «Пума» грузоподъемностью 1,7 т. Для измерения параметров и записи траекторий движения использовалась измерительная система «Мониторинг – маневр». Проанализированы особенности движения СВП при выполнении циркуляций, разворотов в условиях ветра, схода на воду и выхода с необорудованного берега. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании для повышения безопасности эксплуатации СВП, а также при организации проведения натурных испытаний.
Ключевые слова: судно на воздушной подушке, натурные испытания, устойчивость, маневренные характеристики, остойчивость, скорость хода, уклон берега.
O. Zaitsev, K. Inytin, A. Petrov, A. Marisy, V. Sokolov
Test results of Puma ship obtained with state-of-the-art methods of movement parameter measurements

Summaries (show)

The paper provides the data on the full-scale maneuverability tests of Puma ACV, cargo capacity 1.7 t. Measurement of movement parameters and recording of movement trajectory was performed using Monitoring-Manevr data acquisition system. The paper analyses the specifics of ACV movement during gyrations, U-turns in wind, coming into water and leaving unprepared shore. These results could be used to enhance ACV designs in terms of operational safety, and to better organize full-scale tests.
Key words: air-cushion vessel (ACV), full-scale tests, movement stability, maneuvrability, ship stability, speed, shore slope.
Афремов А.Ш., Андреев В.В., Аносов В.Н., Калинин А.И., Рашев А.И.
Влияние размаха надводной части пересекающих крыльевых элементов на безопасность судна на подводных крыльях

Аннотация (показать)

Приведен расчетно-экспериментальный метод определения минимально-допустимого значения размаха надводной части носовых крыльевых элементов судна на подводных крыльях (СПК) по условиям безопасности при действии внешнего кренящего момента. Посадка судна в крыльевом и переходном режимах движения может приниматься по результатам буксировочных испытаний модели СПК.
Ключевые слова: судно на подводных крыльях, крыльевая система, остойчивость на крыльевом и переходном режимах движения, критерии безопасности.
A. Afremov, V. Andreev, V. Anosov, A. Kalinin, A. Rashev
Effect of above-water part of surface-piercing foils upon the safety of a hydrofoil ship

Summaries (show)

The paper provides analytical & experimental methods for determination of the minimum span for the above-water part of the bow foils of a hydrofoil ship in terms of safety under effect of an external rolling moment. Trim and draught of such ship in foilborne and transitory movement mode could be assumed based on the towing tests results of a hydrofoil ship model.
Key words: hydrofoil ship, foil system, ship stability in foilborne and transition movement modes, safety criteria.
Яковлева О.В., Салазкин И.В., Егорова Н.И., Фомичев Д.В.
Особенности формирования управляющих сил на судах с днищевой воздушной каверной с вентилируемыми водометными движителями

Аннотация (показать)

Одним из наиболее эффективных движителей для судов с воздушной каверной (СВК) является вентилируемый водометный движитель (ВВД). В статье рассмотрены некоторые проблемы, возникающие при управлении СВК с ВВД, и способы их решения.
Ключевые слова: вентилируемый водометный движитель, управляющие силы, днищевая каверна, тяга заднего хода.
O. Yakovleva, I. Salazkin, N. Yegorova, D. Fomichev
Peculiarities of controlling force generation on the ships with bottom air cavity and ventilated waterjet propulsors

Summaries (show)

One of the most efficient propulsors for the ships with air cavity is a ventilated waterjet. The paper investigates some challenges regarding the control over a ship with air cavity by means of a ventilated waterjet and suggests the ways to overcome them.
Key words: ventilated waterjet propulsor, controlling forces, bottom cavity, astern thrust.
Яковлева О.В., Салазкин И.В., Фомичев Д.В.
Экспериментальные исследования рулевых устройств вентилируемых водометных движителей

Аннотация (показать)

Для оценки маневренности судов и выбора приводных систем, обеспечивающих работу органов управления, необходимо знание гидродинамических характеристик последних. В статье приводятся результаты проведенных экспериментальных исследований различных компоновок рулевых устройств вентилируемых водометных движителей на самоходной модели судна. Выполнена оценка влияния разных параметров на гидродинамические характеристики рулей.
Ключевые слова: вентилируемый водометный движитель, рулевые устройства, боковая сила, эксперимент, гидродинамические характеристики, геометрические параметры.
O. Yakovleva, I. Salazkin, D. Fomichev
Experimental studies of rudder gears for ventilated waterjets

Summaries (show)

To assess maneuverability of ships and select their driving systems ensuring the operation of their controls, it is necessary to know the hydrodynamics of these controls. The paper provides results of the experimental studies performed for various rudder gear designs of ventilated waterjets applied on a self-propelled model of a ship. The paper assesses the effect of different parameters upon the hydrodynamics of rudders.
Key words: ventilated waterjet, rudder gears, side force, experiment, hydrodynamics, geometry.
Афремов А.Ш.
Руль с уменьшенным гидродинамическим моментом на баллере

Аннотация (показать)

Выполнено исследование гидродинамических характеристик руля, снабженного двумя закрылками, которые расположены вблизи задней кромки. Установлено, что при соответствующем подборе геометрических характеристик удается стабилизировать положение центра давлений – при перекладке руля центр давления не смещается. Это позволяет существенно уменьшить потребную мощность рулевого привода.
Ключевые слова: руль, момент на баллере, закрылки, центр давления.
A. Afremov
Rudder with reduced hydrodynamic torque on the stock

Summaries (show)

The paper investigates hydrodynamic parameters of a rudder fitted with two flaps installed near the rear edge. It has been found that properly selected geometry allows stabilization of a pressure center position, i.e. this pressure center does not move due to rudder deflection, which significantly reduced power demand of the rudder drive.
Key words: rudder, stock torque, flaps, pressure center.
Ермолаев А.А., Шевцов С.П.
Особенности гидродинамики подруливающих устройств с прямолинейной осью канала

Аннотация (показать)

Представлены результаты расчетных и теоретических исследований подруливающих устройств (ПУ) с прямолинейной осью канала. Найдены основные расчетные зависимости упора рабочего органа ПУ, силы, возникающей на корпусе судна при работе ПУ, а также тяги устройства как их суммы. Определены основные потери напора, возникающие в ПУ при его работе. Отмечается, что при экспериментальной оценке коэффициентов, характеризующих работу ПУ, необходимо учитывать обе составляющие тяги ПУ.
Ключевые слова: подруливающее устройство, водопроточный тракт, потери напора, тяга, упор, сила на корпусе.
A. Yermolaev, S. Shevtsov
Hydrodynamic peculiarities of the steering thrusters with straight channel axe

Summaries (show)

The paper presents the results of calculations and analytical studies regarding the steering thrusters with straight channel axe. The study has found principal relationships for the thrust of the thruster’s control part, the force arising on the hull due to the thruster operation, as well as for the thrusting force of the thruster as their sum. Main pressure losses arising in the steering thruster due to its operation have been determined. It is noted that experimental assessment of the coefficients describing the operation of thruster shall consider both components of the thrusting force.
Key words: steering thruster, water duct, pressure losses, net thrust, thrust, force on hull.
Ермолаев А.А., Сайфуллин Т.И., Шевцов С.П.
Влияние оформления входа в канал подруливающего устройства на величину возникающей на борту силы

Аннотация (показать)

Приведены результаты исследований RANS-методами схематизированной модели подруливающего устройства (ПУ). Представлена расчетная оценка влияния оформления входа в канал ПУ на величину силы, возникающей на его неподвижных элементах. Получено визуальное представление характера течения жидкости перед ПУ и внутри его канала, а также определена величина зоны пониженного давления вблизи входного борта при различном оформлении входа в канал.
Ключевые слова: подруливающее устройство, RANS, водопроточный тракт, тяга, сила на корпусе, отрывная зона.
A. Yermolaev, T. Saifullin, S. Shevtsov
Effect of the thruster inlet configuration upon the force arising on the side

Summaries (show)

The paper provides the results of the study performed for a generic thruster model by means of RANS methods. It gives an analytical estimation of the thruster inlet configuration upon the force arising on its fixed parts. The paper also contains a visual representation of the flow in front of the thruster and inside the thruster channel, as well as determines the size of the low-pressure area near the inlet side for various inlet configurations.
Key words: thruster, RANS, water duct, thrusting force, force on the hull, flow separation area.
Яковлева Н.Д.
Оценка влияния расположения пар лопастей друг относительно друга на гидродинамические и кавитационные характеристики гребного винта регулируемого шага «тандем»

Аннотация (показать)

По результатам экспериментальных исследований в кавитационной трубе выполнен сравнительный анализ гидродинамических и кавитационных характеристик винта регулируемого шага «тандем» с увеличенным дисковым отношением при разных положениях пар лопастей.
Ключевые слова: винт регулируемого шага «тандем», гидродинамические и кавитационные характеристики.
N. Yakovleva
Assessing the effect of mutual positions of blade couples upon hydrodynamic and cavitation parameters of a tandem CPP

Summaries (show)

Results of the experimental studies in the cavitation tunnel served as basis for comparing hydrodynamic and cavitation parameters of a tandem controlled-pitch propeller with increased blade area ratio for various arrangements of blade couples.
Key words: tandem CPP, hydrodynamics, cavitation.
Аносов В.Н.
Оценка эффективности преобразования энергии морского волнения в полезную работу

Аннотация (показать)

Рассмотрены теоретические и методические вопросы оценки эффективности преобразования энергии морского волнения в полезную работу, в том числе электроэнергию. Приведены результаты испытаний волнового энергетического демпфера, предназначенного для защиты береговых сооружений и преобразования энергии морского волнения в электроэнергию.
Ключевые слова: морское волнение, преобразование энергии, волновой энергетический демпфер, эффективность.
V. Anosov
Assessing the efficiency of wave energy conversion into useful work

Summaries (show)

The paper examines theoretical and methodical aspects of assessing the efficiency of sea wave conversion into useful work, including electric power. It provides test results for a wave energy damper intended to protect shore structures and convert the energy of sea waves into electric power.
Key words: wave, energy conversion, wave energy damper, efficiency.
Григоров М.Ю.
Оценка возможности решения гидроупругих задач с использованием современных CFD-пакетов

Аннотация (показать)

Приводится оценка возможности использования CFD-программы Star-CCM+ для решения задач гидроупругости. Сравниваются результаты экспериментального и расчетного методов определения параметров вихревой вибрации упруго закрепленной модели кругового цилиндра.
Ключевые слова: вихревая вибрация, CFD-расчет, обтекание цилиндра, гидроупругие колебания.
M. Grigorov
Assessing the possibility of solving hydroelastic problems using state-of-the-art CFD packages

Summaries (show)

The paper assesses the possibility of using Star-CCM+ CFD software to solve hydroelastic problems. It compares experimental data and calculation results for vortex vibration parameters of an elastically fixed model of a round cylinder.
Key words: vortex vibration, CFD calculation, flow around the cylinder, hydroelastic vibrations.
Григоров М.Ю., Егорова Т.Б., Зайцев В.Н., Зеленский Б.М., Тюшкевич В.В.
Экспериментальное исследование вихревой вибрации элементов протяженных морских систем

Аннотация (показать)

Приведено описание экспериментальных средств и методики их использования при исследовании вихревой вибрации, а также методики выделения нестационарных гидродинамических сил, вызывающих вихревую вибрацию, на примере испытаний кругового цилиндра.
Ключевые слова: вихревая вибрация, обтекание цилиндра, виброподверженность.
M. Grigorov, T. Yegorova, V. Zaitsev, B. Zelensky, V. Tyushkevich
Experimental study of vortex vibration for the elements of long marine systems

Summaries (show)

The paper describes experimental equipment and procedures of its operation in investigation of vortex vibration, as well as the procedures for identification of unsteady hydrodynamic forces causing vortex vibration, illustrated by a case study (tests of a round cylinder).
Key words: vortex vibration, flow around cylinder, vibration susceptibility.
Григоров М.Ю., Зайцев В.Н., Тюшкевич В.В.
Экспериментальная оценка гидродинамических характеристик и виброподверженности укороченных обтекателей мачтовых устройств

Аннотация (показать)

Даны результаты буксировочных испытаний по определению стационарных и нестационарных гидродинамических сил, вызывающих вихревую вибрацию мачтовых устройств (в опытовом бассейне испытаны две серии макетов укороченных обтекателей). Также приведены результаты определения вибрационных характеристик моделей укороченных обтекателей на специальной установке, обеспечивающей упругое закрепление и возможность колебаний моделей в поперечном к потоку направлении (установка ИРК). Выработаны рекомендации по выбору обводов поперечных сечений обтекателей для мачтовых устройств непроникающего типа.
Ключевые слова: вихревая вибрация, мачтовые устройства, укороченные обтекатели.
M. Grigorov, V. Zaitsev, V. Tyushkevich
Experimental assessment of hydrodynamic parameters and vibration susceptibility of shortened domes for retractable mast equipment

Summaries (show)

The paper provides towing tests results for steady and unsteady hydrodynamic forces causing vortex vibration of retractable masts (the tests were performed on the two series of shortened dome dummies). It also provides vibration parameters for the dummies of shortened domes determined on a special test rig ensuring elastic fastening and freedom of model motions across the flow (IRK test rig). The paper provides recommendations on how to select the outlines of cross-sections for the domes of non-penetrating masts.
Key words: vortex vibration, retractable masts, shortened domes.
Ефремов А.С., Зайцев В.Н., Сергеев В.В., Немзер А.И., Афанасов Е.Н.
Экспериментальная оценка влияния мелководья на гидродинамические характеристики буксируемых объектов океанотехники

Аннотация (показать)

Приводятся результаты экспериментальной оценки влияния мелководья на гидродинамические характеристики морских сооружений, предназначенных для освоения шельфа. Показано, что это влияние может быть существенным и должно учитываться при выборе средств управления данными объектами и разработке принципов управления их движением.
Ключевые слова: влияние мелководья, буксируемые объекты, морские сооружения, гидродинамические характеристики, испытания моделей, результаты экспериментальной оценки.
A. Efremov, V. Zaitsev, V. Sergeev, A. Nemzer, E. Afanasov
Experimental assessment of shallow water effect upon hydrodynamics of towed offshore platforms

Summaries (show)

The paper provides experimental assessment results for the effect of shallow waters upon the hydrodynamics of offshore platforms. It shows that such effect can be significant and must be taken into account in selection of controls for such platforms, as well as in development of their movement principles.
Key words: shallow water effect, towed platforms, marine structures, hydrodynamics, model tests, experimental assessment results.
Сазонов К.Е.
Влияние смерзаемости ледяного канала в припайном льду на ледовую ходкость судна

Аннотация (показать)

Описана математическая модель эволюции ледяного канала, проложенного в припайных льдах, при многократном проходе по нему судов. Подробно рассмотрен начальный этап формирования канала. Выполнена оценка влияния характеристик канала на ледовую ходкость судна, осуществляющего в нем движение.
Ключевые слова: смерзаемость ледяного канала, припайный лед, ледовая ходкость судна, математическая модель.
K. Sazonov
Effect of the freezing channel in the fast ice upon propulsion performance of ship in ice conditions

Summaries (show)

The paper presets the mathematical model describing the evolution of a channel in the fast ice, when ships pass through such channel many times. Initial stage of channel formation is investigated in details. The paper assesses the effect of channel parameters upon the propulsion of a ship moving in it.
Key words: freezing of ice channel, fast ice, propulsion performance in ice conditions, mathematical model.
Гольдштейн Р.В., Осипенко Н.М.
Вопросы механики прочности морского льда

Аннотация (показать)

Рассматривается теоретическая модель разрушения морского льда при сжатии. Выполнена оценка влияния рассола на прочность льда. Предложен способ оценки осредненной прочности ледяного покрова по отношению к продольному сжатию с учетом частичной потери несущей способности слоев льда в процессе деформирования.
Ключевые слова: морской лед, рассол, капиллярная пористость, прочность при сжатии.
R. Goldstein, N. Osipenko
Some issues in mechanics of sea ice strength

Summaries (show)

The paper discusses the theoretical model for compression failure of sea ice. It assesses the effect of brine upon the strength of ice and suggests the method for assessing the averaged strength of ice sheet with respect to longitudinal compression, taking into account partial loss of bearing capacity of ice layers due to straining.
Key words: sea ice, brine, capillary porosity, compression strength.
Звягин П.Н.
Вероятностная модель ледового давления и ее применение

Аннотация (показать)

Предлагается подход к вероятностному моделированию ледового давления, не связанный с имитационным моделированием механического взаимодействия льда на корпус судна или морского сооружения. Ледовое давление представлено как случайная величина или случайный процесс, зависящий от случайных параметров ледового режима. Предлагаемая модель построена на предположении о логнормальности распределения параметров ледового режима, а также о справедливости формулы для ледового давления, используемой стандартом ISO 19906. На основе предложенной модели приведен пример вероятностного моделирования давления на конструкцию шириной 35 м в условиях Печорского моря.
Ключевые слова: ледовая модель, вероятностное моделирование, логнормальность распределения давления, стандарт ISO 19906.
P. Zvyagin
Probabilistic model of ice pressure and how to apply it

Summaries (show)

The paper suggests an approach to probabilistic simulation of ice pressure which does not deal with modeling of mechanical ice effect upon the hull of a ship or marine platform. Ice pressure is represented as a random value or a random process depending on random parameters of ice conditions. This model is based on the assumption that distribution of ice parameters is logarithmically normal and that the formula for ice pressure used in ISO 19906 standard remains true. Such probabilistic simulation is illustrated by an example of a 35-m wide structure in the Pechora Sea suffering ice pressure.
Key words: ice model, probabilistic simulation, logarithmically normal pressure distribution, ISO 19906 standard.
Грамузов Е.М., Зуев В.А., Кравченко В.А.
Математическое моделирование ледостойкой платформы обеспечения подледной добычи углеводородов с дрейфующим ледяным полем

Аннотация (показать)

Рассмотрен способ защиты морской технологической платформы и метод снижения нагрузок от воздействия ледового покрова. Выполнено математическое моделирование протекающих процессов. Теория подтверждена практическими расчетами.
Ключевые слова: морские гидротехнические сооружения, ледовые нагрузки, технологическая платформа.
Ye. Gramuzov, V. Zuev, V. Kravchenko
Mathematical simulation of ice-resistant support platform for production of hydrocarbons in the areas with drifting ice sheet

Summaries (show)

The paper investigates the method for protecting a support offshore platform and reducing ice loads acting on it. It provides mathematical simulation of the entire ice load process. The theory is confirmed by practical calculations.
Key words: marine platforms, ice loads, support platform.
Грамузов Е.М., Зуева Ю.А.
Разработка концепции обеспечения безопасности экипажей морских нефтегазовых платформ в условиях арктического шельфа

Аннотация (показать)

Приведены сведения об авариях на морских нефтегазовых платформах. Сделаны предложения об использовании специальных судов на воздушной подушке для спасения экипажей платформ при аварийных ситуациях. Описана концепция и технические предложения на проектирование таких судов.
Ключевые слова: морская нефтегазовая платформа, безопасность, аварийные ситуации, спасение экипажей, суда на воздушной подушке.
Ye. Gramuzov, Yu. Zueva
Developing a concept for enhancing the safety of personnel aboarc Arctic offshore platforms

Summaries (show)

The paper discusses the emergencies with offshore oil & gas platforms and suggests how special ACVs could be used to rescue their crews. It also describes concepts and technical proposals for design of such vessels.
Key words: oil & gas platform, safety, emergencies, crew rescue, air cushion vessels (ACVs).
Добродеев А.А., Сазонов К.Е., Бойцун И.И.
Сравнительный анализ различных типов опорных оснований объектов обустройства месторождений в Каспийском море

Аннотация (показать)

Приводятся результаты сравнительного анализа различных вариантов обустройства морского месторождения «Жемчужина», расположенного в северной части Каспийского моря (Казахстан). По результатам модельного эксперимента в ледовом бассейне выявлены особенности взаимодействия со льдом инженерных сооружений различных конструктивных типов.
Ключевые слова: опорное основание, глобальная ледовая нагрузка, ледовые нагромождения, наслоенный лед, гряда торосов, модельные испытания в ледовом опытовом бассейне.
A. Dobrodeev, K. Sazonov, I. Boitsun
Comparative analysis of various types of substructures for the development platforms of the oil & gas fields in the Caspian

Summaries (show)

The paper provides the results of comparative analysis for different variants of the facilities for Zhemchuzhina (Pearl) field in the North Caspian (Kazakhstan). Model test results obtained in the ice basin highlighted the ice interaction specifics of various engineering structures.
Key words: substructure, global ice load, ice blocks, layered ice, chain of ridges, model tests in ice basin.
Нечаев Д.А.
Исследования теплопроводности соленого гранулированного льда

Аннотация (показать)

Представлены методика и результаты измерений теплопроводности моделированного гранулированного льда, используемого в некоторых ледовых бассейнах. Полученные экспериментальные результаты сопоставлены с теоретическими формулами для определения теплопроводности льда.
Ключевые слова: теплопроводность льда, соленый гранулированный лед, взаимодействие со льдом.
D. Nechaev
Thermal conduction of saline grained ice

Summaries (show)

The paper presents procedure and results of thermal conduction measurements for the model grained ice used in some ice basins. Obtained experimental results have been compared versus theoretical formulas for thermal conduction calculation for ice.
Key words: thermal conduction of ice, saline grained ice, ice interaction.
Костылев А.И.
Оценка эффективности применения ледоколов при защите морского инженерного сооружения от действия торосистых образований

Аннотация (показать)

Представлен способ оценки эффективности применения ледоколов при защите морских инженерных сооружений с наклонной передней гранью от воздействия однолетних торосистых образований. Разработан алгоритм оценки эффективности применения ледоколов. Выполнен анализ расчетного значения показателя эффективности для двух типов торосистых образований.
Ключевые слова: лед, глобальная ледовая нагрузка, торосистое образование, ледокол, морское инженерное сооружение, управление ледовой обстановкой, оценка эффективности.
A. Kostylev
Evaluating the effectiveness of the icebreaker in operations to protect the marine engineering structures from interaction of ridges

Summaries (show)

The paper presents the method for assessing how efficient the ice-breakers are in protection of marine engineering structures with sloping front face against first-year ridge-like formations. It develops an algorithms for efficiency assessment of ice-breakers operation. Analytical value of efficiency index for the two types of ridge-like formations has been analysed.
Key words: ice, global ice load, ridge-like formation, ice-breaker, marine engineering structure, ice management, efficiency assessment.
Виленский Г.В., Богданов М.Н.
Способ оценки влияния входа палубы в воду на демпфирование бортовой качки

Аннотация (показать)

Рассматривается вопрос о целесообразности учета увеличения демпфирования бортовой качки при входе палубы в воду при условиях, когда эта качка достаточно интенсивна или судно имеет значительный аварийный крен. Описан модельный эксперимент, позволяющий произвести оценку этого явления. Указаны основные факторы, влияющие на дополнительное демпфирование от входа палубы в воду. Приведен алгоритм расчета дополнительного демпфирования при его кубической аппроксимации от угловой скорости бортовых колебаний.
Ключевые слова: бортовая качка, вход палубы в воду, дополнительный демпфирующий момент, расчет по плоским сечениям.
G. Vilensky, M. Bogdanov
Assessing the effect of deck immersion into water upon roll damping

Summaries (show)

The paper investigates the practicability of taking into account the roll damping when the deck immerses into water, if such rolling is strong enough or if the ship has significant emergency heeling. It also describes a model experiment that allows assessing this phenomenon. Main factors affecting the extra damping due to deck immersion into water are indicated. The paper also provides a calculation algorithm for additional damping when it is derived from angular rolling rate through cubical approximation.
Key words: rolling, deck immersion into water, extra damping moment, calculation based on flat sections.
Живица С.Г., Семенова В.Ю.
Практический способ определения гидродинамических характеристик качки накрененного судна

Аннотация (показать)

Описан численный метод определения гидродинамических коэффициентов несимметричных шпангоутных контуров судна, колеблющегося на свободной поверхности. Результаты расчетов в разработанной на базе предлагаемого метода компьютерной программе сравниваются с опубликованными теоретическими и экспериментальными данными.
Ключевые слова: гидродинамические коэффициенты судна, метод интегральных уравнений, расчетная программа.
S. Zhivitsa, V. Semenova
Practical method for determination of hydrodynamic rolling parameters of the ship with a heel

Summaries (show)

The paper describes a numerical method for determination of hydrodynamic coefficients for asymmetric frame contours of the ship oscillating on the free surface. Results of the calculations performed in the software based on this method are compared versus available theoretical and experimental data.
Key words: hydrodynamic coefficients, method of integral equations, calculation software.
Живица С.Г.
Применение физического моделирования при оценке уровня безопасности поврежденного судна на волнении

Аннотация (показать)

Анализируются основные подходы к разработке математической модели движения поврежденного судна на волнении. По результатам выполненного анализа делается заключение о необходимости модельного эксперимента как неотъемлемого источника информации при оценке динамической остойчивости аварийного судна.
Ключевые слова: поврежденное судно, математическая модель качки, модельный эксперимент.
S. Zhivitsa
Applying physical simulation in safety assessment of a damaged ship in waves

Summaries (show)

The paper analyses main approaches to development of a mathematical model describing the movement of a damaged ship in waves. Based on the results of this analysis, the conclusion is drawn that a model experiment is an absolutely necessary source of information needed to assess the dynamic stability of a damaged ship.
Key words: damaged ship, mathematical model of motions, model experiment.
Курчуков К.В.
Определение нагрузок в сцепном устройстве составного судна при плавании на волнении по результатам модельного эксперимента

Аннотация (показать)

Рассмотрены результаты экспериментального исследования характеристик мореходности судового состава и возникающих нагрузок в сцепном устройстве в условиях волнения, присущего предполагаемому району эксплуатации таких судов.
Ключевые слова: мореходность, составное судно, сцепное устройство, модельные испытания.
K. Kurchukov
Determination of loads in the coupling devices of a ship train in waves based on model test results

Summaries (show)

The paper discusses the results of experimental study regarding seakeeping properties of a ship train and the loads that arise in the coupling device due to waves and are typical for intended operation area of such ships.
Key words: seakeeping, ship train, coupling device, model tests.
Курчуков К.В., Катунин Е.Ю., Платонов В.Г.
Применение экспериментально-расчетного метода при исследовании мореходности судов смешанного плавания с различной полнотой обводов

Аннотация (показать)

Сделаны выводы о влиянии коэффициента общей полноты на характеристики мореходности судов «река – море», сопоставлены расчетные и экспериментальные данные для судна с предельным коэффициентом полноты и расширенным районом плавания (не только вдоль побережья), а также приведены сведения о его мореходности, полученные в ходе эксплуатационного рейса по Черному и Средиземному морям.
Ключевые слова: мореходность, суда смешанного плавания, снижение скорости на волнении, численное моделирование, модельные испытания, эксплуатационный рейс.
K. Kurchukov, Ye. Katunin, V. Platonov
Applying experimental & analytical method in seakeeping studies for “river-sea” ships with different block coefficients

Summaries (show)

The paper analyses the effect of block coefficient upon the seakeeping parameters of river-sea ships and compares analytical and experimental data for the ship with maximum block coefficient and extended operation area (not only along coasts), as well as provides the data on its seakeeping obtained during a regular voyage in the Black Sea and the Mediterranean.
Key words: seakeeping, river-sea ships, speed drop in waves, numerical simulation, model tests, regular voyage.
Богданов М.Н., Бородай И.К., Кузнецов А.А., Курчуков К.В., Решеткин Е.С., Смирнов Б.Н.
Экспериментальное и численное исследование динамики ошвартованных объектов на волнении

Аннотация (показать)

Приведено несколько вариантов расчетно-экспериментального исследования качки судов и нагрузок, возникающих в швартовной системе. Продемонстрированы различные способы моделирования внешних условий и процессов, оказывающих влияние на качку судов и средств океанотехники.
Ключевые слова: швартовные устройства, нагрузки, эксперимент, численное моделирование.
M. Bogdanov, I. Borodaj, A. Kuznetsov, K. Kurchukov, E. Reshetkin, B. Smirnov
Experimental and numerical investigation of mooring ships dynamics on the waves

Summaries (show)

Safety and efficiency support of operation with sea mooring vessels in waves has a significant practical importance during solving the problems that connected with seabed mineral deposit development. Recently special attention is given to cargo operations on intensive waves study as far as their carrying out between moored vessels is extremely difficult and associated with danger for a maintenance staff. In practice are also known the cases of ships, berthing structures and gears damage.
One of the primary problems in cargo operation workup is safe and reliable mooring system development. In most cases ships are mooring on the waves using fenders and mooring ropes. In these cases it is necessary to provide application of the reliable fender protection, intended to cushion at vessel collisions by boards on wave. The pneumatic marine fenders are applied for this purpose, its possess the big compliance at significant values of an absorbed kinetic energy and reduce possibility of vessel damage. At mooring of vessels to the berth the port fenders are widely used for the analogous purposes.
It should be noted that mooring ships dynamics model tests on waves associated with difficulty due to its high cost and necessity of high accuracy in elastic lines and fenders characteristics modeling. Taking into account aforesaid it is reasonable to carry out a numerical estimation of mooring ships movements and mooring system forces at the great range of environment condition (waves direction, wave state) on the early engineering study. In the next stage this result should be verified the on basis of model tests results. Thereby the total model experimental volume and cost of work would be significant reduce.
In the report numerical prediction and model tests of mooring ships and ship mooring to the berth on the waves are present. The software «ANSYS» were used for numerical prediction of mooring ships movement. The model tests were carried out in Krylov state research centre’s seakeeping basin. The main ships dimensions, mass-inertia ships characteristics, mooring system (mooring ropes and fenders) geometry and nonlinear elastic characteristics as well as water area were modeling. The first part of this report is devoted to investigation of dynamics of liquid cargo carrier mooring to the berth, second part to the case of two ships jointly mooring on the waves.
Recommendations for working of the mooring ships at the berth and in the open sea were made based on the experimental and numerical simulation results. These recommendations have allow to define environments at which it is possible to perform cargo operations between two jointly mooring ships in high sea and near the berth.
Model experiment role in berthing complexes designing and development of the cargo operation between vessels in waves is irreplaceable now though the high labour input and complexity. Moored objects behaviour in model tests enables to the developer to be convinced visually of working capacity and safety of own project or several cargo operation. In turn numerical simulation allow to obtain information about ship movements and forces in mooring system on the early stage of project design with acceptable accuracy.
Key words: mooring system, loads, experiment, numerical prediction.

ДРУГИЕ ВОПРОСЫ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ

Сазонов К.Е.
Ледовый бассейн ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова: история создания

Аннотация (показать)

На основании анализа архивных документов излагается история создания, начиная с первых попыток, ледового бассейна ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова.
Ключевые слова: ледовый бассейн, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, ААНИИ, Министерство судостроительной промышленности.
K. Sazonov
KSRC Ice Basin: History of Development

Summaries (show)

A history of the KSRC Ice Basin development, from the very first attempts, based on archive documents.
Key words: ice basin, ice basin, KSRC, AARI, Ministry of Shipbuilding.
Епифанов В.П., Сазонов К.Е., Лопашев К.А.
Спектры акустической эмиссии при испытаниях моделей в ледовом бассейне

Аннотация (показать)

Исследуются амплитудно-частотные спектры акустической эмиссии, генерируемые в диапазоне частот от 100 Гц до 20 кГц во время испытаний моделей судов и ледостойких сооружений в ледовом бассейне при разрушении моделированного льда (FG) в зависимости от условий на фрикционном контакте, параметров движения модели и физико-механических и прочностных свойств льда. Соответствие акустических спектров источнику излучения установлено в тестовых испытаниях, моделирующих известные механизмы разрушения льда. Рассмотрена принципиальная возможность применения полученных в условиях ледового бассейна корреляций между параметрами сигналов акустической эмиссии и механизмами контактного разрушения льда к анализу собственных спектров разрушения льда при взаимодействии ледокола с ледяным покровом. Показана принципиальная возможность изучения механизмов и кинетики контактного разрушения ледяного покрова судами и ледостойкими сооружениями с помощью акустических методов.
Ключевые слова: акустическая эмиссия, амплитудно-частотные спектры, контактное разрушение льда, моделированный лед, ледовый бассейн, механизмы разрушения, физическая акустика.
V. Epifanov, K. Sazonov, K. Lopashev
Gain-frequency spectrum of acoustic emission during ice model tests

Summaries (show)

We investigate gain-frequency spectrum of acoustic emission generated in range from 100 Hz to 20 KHz during ice model tests of vessels and ice constructions by model ice (FG) destruction according to the condition of friction contact, motion parameters, mechanical and strength properties. Matching of the acoustic spectrum and emitter found in test trials simulating the known mechanisms of destruction of ice. We consider the principal possibility of applying the correlations between the parameters of acoustic emission signals and mechanisms of ice breaking to the analysis of their own spectrum destruction in the interaction of icebreaker and ice. The fundamental possibility of studying the mechanisms and kinetics of contact destruction of ice cover by vessels and ice structures using the acoustic methods.
Key words: acoustic emission, gain-frequency spectrum, contact destruction of ice, model ice, ice test basin, mechanisms of ice breaking, physical acoustic.

По вопросам приобретения обращайтесь по тел. (812) 386-67-26, 8 (911) 9593279, Татьяна Андреевна Алимова, e-mail: t_alimova@ksrc.ru.

Возврат к списку

Далее: Дайджест зарубежной прессы (по материалам зарубежных источников). Выпуск 74