Вы используете устаревший браузер, который не поддерживает такие современные технологии как HTML5 и CSS3, используемые на этом сайте.
Просьба воспользоваться современным браузером Chrome, Opera, Firefox

Будущее Арктических экспедиций

30 сентября 2015

ЦКБ «Балтсудопроект», подразделение ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (Крыловский ГНЦ), представляет концептуальный проект научно-экспедиционного судна (НЭС) нового поколения.

ВАЖНЫЙ РЕГИОН

Российская Арктика располагает огромным количеством биологических и минеральных ресурсов, однако для возможности использования этих ресурсов требуется их глубокое изучение. Организация транзита по Северному морскому пути также требует комплексного изучения арктического климата и природы.

Исследовательская работа в Арктике ведется на протяжении многих десятков лет. В регионе имеется большое количество пунктов, не оборудованных причалами и перегрузочными средствами. Это полярные станции Росгидромета, навигационные пункты (маяки, станции Гидрографического предприятия), а также погранзаставы и небольшие поселки на трассе Севморпути, имеющие «остатки» причальных сооружений.

НУЖЕН СОВРЕМЕННЫЙ ФЛОТ

Для изучения региона и обслуживания исследовательских и других пунктов требуется современный надежный флот. Наилучшим образом с решением этих задач справляются научно-экспедиционные суда (НЭС), сочетающие в себе функции научно-исследовательского и транспортного судна, способного доставить в точку исследований экспедицию и грузы.

Сегодня в регионе используется НЭС «Михаил Сомов», построенное в 1975 году, которое осуществляет завоз жизненно важных грузов на полярные станции с попутным выполнением исследовательских работ. Однако судно морально устарело, имеет значительный износ и требует замены. Задачи по освоению Арктики становятся все более объемными и требуют создания новых технических средств, в том числе — новых научно-экспедиционных судов. В России проект современного подобного судна нового поколения уже предложен.

НЭС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

ЦКБ «Балтсудопроект», входящее в состав ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (Крыловский ГНЦ), разработало проект большого НЭС нового поколения для снабжения арктических исследовательских станций и изучения арктического шельфа. Назначение нового судна — замена персонала исследовательских станций, доставка грузов для арктических станций (включая продовольствие, научное оборудование, снабженческие грузы, топливо, запчасти, расходные материалы), проведениенаучно-исследовательских работ в океане, а также изучение природных процессов и явлений, вывоз отходов и мусора из Арктики.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Район плавания данного судна не ограничен, включая ледовые условия арктических морей (ледовый класс Arc7), запас топлива рассчитан на плавание в течение не менее 40 суток, а провизии — не менее чем на 100 суток.

Научный блок НЭС состоит из 17 стационарных лабораторий и постов, 4 мобильных лабораторий в 20-футовых контейнерах. Для работы с научным оборудованием предусмотрены П-образные рамы грузоподъемностью 30 т, два крана грузоподъемностью 12 т, а также кабель-тросовые лебедки, поворотные кран-балки и т. д.

Для перевозки грузов судно располагает трюмами, грузовыми танками и необходимыми грузовыми устройствами, в том числе спаренным краном грузоподъемностью 2*25 т, способным обеспечить погрузку и выгрузку тяжеловесных грузов.

Предполагается разместить на судне взлетно-посадочную площадку для вертолета Ми-8 и специальную перегрузочную площадку для работы вертолета в носовой части судна.

Предусмотрено также оборудование НЭС водолазным комплексом для выполнения осмотровых работ на глубинах до 12 м, который может быть расположен в одном из 20-футовых контейнеров на верхней палубе.

С полным текстом статьи можно ознакомиться на сайте Морской бизнес.

Возврат к списку

Далее: Владимир Никитин: «Для Арктики необходима разработка ряда принципиально новых технологий»